До Верховного суда дошел лишенный на год водительских прав из-за «встречки» автомобилист. Он попытался доказать, что выехал для обгона в разрешенном месте: следовательно, нарушения не было. Так считают многие водители, которые решают обогнать поток по встречной полосе. Что решил Верховный суд и что важно знать каждому автомобилисту.
Выехал на встречную полосу в разрешенном месте
Все началось с того, что в марте 2023 года автомобилист на своей Toyota Camry решил обогнать сразу несколько автомобилей во время движения по трассе Екатеринбург — Серов. Согласно материалам дела, водитель выехал для обгона в разрешенном для этого месте: полоса была прерывистой, а запрещающего обгон дорожного знака 3.20 на этом участке не было. Сначала водитель обошел попутную легковушку, но на этом не остановился и взялся обгонять грузовик. Такие маневры сняли на видео сотрудники ДПС. И оказалось, что вернуться на свою полосу после обгона грузового транспорта автомобилист успел только там, где уже появились сплошная линия разметки 1.11 и запрещающий знак. На автомобилиста сразу составили протокол за выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения. При этом оказалось, что в сентябре 2022 года водителя уже штрафовали за такое нарушение на 5 тыс. руб. — постановление составили на основе данных с камеры, поэтому тогда лишения прав на 4-6 мес. удалось избежать. Однако на этот раз за повторное нарушение в течение года автомобилиста лишили прав сразу на год.
Автомобилист подал жалобу, в которой в различных инстанциях доказывал: маневр он начал в разрешенном месте. Поэтому и наказывать его не за что. Однако Верховный суд (ВС) решения нижестоящих судов о лишении прав поддержал. Судья указал, что из сделанной сотрудниками ДПС видеозаписи с фиксацией нарушения очевидно, что еще в момент обгона первого автомобиля в зоне действия разрешающей дорожной разметки водитель мог без проблем увидеть впереди запрещающий обгон знак и вернуться в свою полосу. Вместо этого водитель не стал снижать скорость, продолжил обгон и обошел вторую попутку — грузовой автомобиль. На полосу он вернулся, уже нарушив требования и разметки, и знака.
Согласно выводам в постановлении ВС, «факт обгона транспортных средств по встречной полосе в зоне действия дорожного знака 3.20 и дорожной разметки 1.1, сопряженный по окончании маневра с ее пересечением» был установлен. Именно из этого суд и исходил при рассмотрении дела.
Почему важно успеть вернуться на свою полосу
О том, что у автомобилистов есть обязанность не только соблюдать разметку и знаки, но и оценивать дорожную обстановку, напомнил в беседе с Autonews.ru основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов.
«Да, нужно смотреть на знаки и разметку, но при тех же обгонах нужно еще убедиться, что этот маневр безопасен, — объяснил последовательность действий эксперт. — Поэтому перед тем, как выехать на обгон, водитель должен оценить расстояние, скорость, обзор, понять, а хватит ли ему времени до завершения маневра, а нет ли на пути запрещающих знаков, которые уже можно рассмотреть. Нельзя ехать по принципу: «о, разрыв и погнали». Это просто опасно».
Поэтому, по словам Ильинова, даже если выехать на встречную полосу для обгона на допустимом для этого участке, но вернуться уже под запрещающий знак, наказание обязательно последует.
«Такой маневр нельзя считать крайней необходимостью. Это уже проблема водителя, раз он не успел. Конечно, если на него летит фура по встречке — это крайняя необходимость, нужно отворачивать хоть куда-то. Но если водитель просто не оценил расстояние, то он виноват. Можно идти в суд и доказывать малозначительность, но шансов мало. И даже если разметка подстерлась — в отрыве от дорожных знаков ее обычно не наносят. И если виден запрещающий знак, проще отказаться от маневра и притормозить, вернуться в свою полосу», — предупредил бывший сотрудник ГИБДД.
По его словам, даже если попутный водитель уперся, решил создать помеху и не пропускать водителя, это тоже не аргумент, надо снижать скорость и возвращаться в свою полосу. При этом Ильинов признал, что разметку иногда действительно наносят не всегда корректно.
«Я много раз видел, когда на поворотах и подъемах нанесена прерывистая линия, а там, где участок хорошо просматривается — прочерчена сплошная. Но это не повод для отмены наказания», — заключил Ильинов.