Как работает масляный фильтр
Масляный фильтр — это сменный элемент, осуществляющий очистку масла от содержащихся в нем механических частиц. Так же как и топливный фильтр, он работает исключительно механически, не меняя химический состав. То есть, не способен избавить, например, от попавших в систему смазки примесей бензина или дизеля. Фильтры бывают разборные и неразборные.
Непосредственно фильтрующий элемент, находящийся внутри внешнего корпуса, представляет пропитанную специальным армирующим составом бумагу, уложенную «гармошкой» для максимальной площади фильтрации. Реже в качестве материала используются синтетические и несинтетические ткани.
Неотъемлемой частью системы фильтрации является перепускной клапан. Он защищает масляную систему двигателя от падения давления. В случае если давление в фильтре достигает критического (то есть, поток застопоривается и не идет дальше), подпружиненный клапан открывается и направляет поток в обход фильтра, чтобы не допустить масляного голодания мотора. Такой сценарий возможен при сильных морозах, когда масло чрезмерно густеет, или если фильтр сильно загрязнен.
Отметим, что перепускной клапан не обязательно расположен в самом сменном элементе — бывают схемы, где он установлен на двигателе, в месте стыка с фильтром.
Также иногда (в зависимости от конструктива двигателя) фильтр оснащается противосливным и противодренажным клапанами. Они предотвращают, соответственно, пролив масла из открученного фильтра и отлив из него на заглушенном моторе. Последнее необходимо, чтобы при следующем старте не терять драгоценные секунды на наполнение фильтра, и не снижать тем самым давление в системе. Ниже представлена общая схема двух видов в разрезе.
- Неразборные. Изготавливаются единой сменной деталью, подлежащей утилизации по окончании срока службы. Большинство современных масляных фильтров именно неразборные.
- Разборные. Как понятно из названия, содержат под внешним корпусом сменный элемент. Ввиду конструкции такие фильтры занимают больше места, а отдельная замена элемента требует выполнения большего количества операций и менее удобна, чем у одноразовых.
Как часто менять масляный фильтр
В первом приближении ответ однозначен: вместе с маслом. Что касается межсервисных интервалов, то рекомендация будет аналогична таковой для смены масла, и вообще любой технической жидкости в автомобиле. То есть, находим рекомендации производителя и делаем для себя соответствующие коррекции.
Если смена масла предусмотрена раз в 15 тысяч, то в целях профилактики лучше сократить эту цифру на треть, и менять каждые 10. Таким образом, мы вносим поправки на условия эксплуатации в российских реалиях: холодная зима, долгое межсезонье, большие перепады влажности, тяжелые пробки в крупных городах и т.д. Все это очевидным образом влияет на состояние любых техжидкостей и их фильтров, и сокращение межсервисных интервалов — не блажь, а насущная необходимость.
Как открутить масляный фильтр
Процедура замена масла и фильтра в абсолютном большинстве случаев не представляет сложности даже для новичка. Как и всегда, перед началом работ настоятельно рекомендуется изучить Руководство по ремонту и следовать ему. А в общем случае алгоритм будет следующим.
- Прогреть двигатель до рабочей температуры. Как и в ситуации с ранее обсуждаемой заменой антифриза, это необходимо для поднятия в системе смазки взвеси, которая частично уйдет в сливную тару. Также прогрев необходим для увеличения текучести масла — проще говоря, чтобы оно быстрее сливалось.
- Если фильтр находится снизу, то снять (при наличии) защиту картера. В некоторых моделях защит предусмотрены специальные технологические окна — как раз для доступа к фильтру и сливной пробке.
- Открутить маслозаливную крышку — так в системе не будет создаваться разрежения, и жидкость будет вытекать быстрее.
- Открутить сливную пробку и слить отработанное масло в заранее приготовленную тару.
- Открутить масляный фильтр.