branding imagebranding image
РБК АВТО
Конспекты Илья Калинчиков
Подписаться на Telegram-канал

Почему греются тормозные диски и чем это может грозить: разбор

Все про перегрев дисков: почему это происходит и как избежать
Приход жары сказывается не только на системе охлаждения, но и влияет на тормоза. Разбираемся, как избежать перегрева дисков и что делать, если это все же происходит
Фото: ilmarinfoto / Shutterstock / FOTODOM
Фото: ilmarinfoto / Shutterstock / FOTODOM
  1. Признаки перегрева тормозных дисков
  2. Причины перегрева
  3. Причины перегрева после замены дисков или колодок
  4. Что делать при перегреве
  5. Последствия

Признаки перегрева тормозных дисков

Основными сигналами о перегреве дисков будет следующее:

  • Педаль тормоза становится «ватной». То есть, увеличивается ее ход, она становится более податливой. При этом эффективность торможения падает: для нормального замедления тормоз нужно давить сильнее.
     
  • Характерный запах паленых колодок и раскаленного металла.
     
  • Иногда проявляются скрипящие и скрежещущие звуки сто стороны исполнительных тормозных механизмов (суппортов).
     
  • Визуальные изменения тормозных дисков. Перегретый металл становится синеватым, при этом часто возникает растрескивание на поверхности — характерный эффект «сухой земли».
     
  • Биение в руль при торможении из-за деформации плоскости диска. «Волны» на этих деталях являются следствием воздействия очень высокой температуры.

Фото: Shutterstock Конспекты 27 марта Когда и как часто нужно менять тормозные колодки
Фото: Shutterstock Запчасти 15 мая 2023 Когда менять тормозные диски: ответ экспертов

Почему греются тормозные диски

Нештатная работа тормозной системы, следствием которой может стать перегрев, возможна по ряду следующих причин.

  • Подклинивание тормозного суппорта. В результате попадания грязи в рабочие механизмы (обычно из-за порванного пыльника) поршень суппорта, который прижимает колодку, может заедать. В результате даже после отпускания педали тормоза колодка не отводится от диска в должной мере — возникает постоянное трение и перегрев.
     
  • Тяжелые условия движения. Это всегда стечение факторов. Например, когда автомобиль буксирует прицеп в жару, а маршрут изобилует затяжными спусками.
     
  • Низкое качество колодок или самих дисков. В этом случае эффективность замедления недостаточна — соответственно, водитель вынужден давить на тормоз сильнее и чаще, провоцируя перегрев.
     
  • Стиль езды, не соответствующий возможностям тормозов. Такое происходит, когда «пилот» начинает принимать свой автомобиль за спортивный болид. Для обычного автомобиля достаточно всего пары-тройки резких торможений подряд со скорости в жару — и среднестатистические тормоза достигают предела. Если продолжать упорствовать, все закончится перегревом, в результате которого диски могут необратимо повредиться.

Фото: BLKstudio / Shutterstock / FOTODOM
Фото: BLKstudio / Shutterstock / FOTODOM

Почему греются задние тормозные диски

Отдельно стоит упомянуть задние тормоза — нередко их перегревает независимо от передних. Такое обычно происходит по причине заклинивания или неправильной регулировки ручного тормоза. При этом рабочая тормозная система (от педали) в порядке, а стояночная (ручник) всегда частично удерживает машину и нагревает задние диски.

Почему греются тормозные диски после замены

После замены как дисков, так и колодок, первое время (до нескольких десятков километров) детали будут притираться. В этот период действительно возможен небольшой нагрев тормозных механизмов, даже без нагрузки. Однако эффект непродолжителен и выражен слабо. Другое дело, когда нагрев сильный (греется даже колесный диск) — это уже не норма и может привести к поломкам. В большинстве случаев виновником являются все те же подклинивающие из-за поврежденного пыльника поршни суппортов. Работает это так.

На старом диске, толщина которого по мере износа уменьшалась, поршни работали с сильным выдвижением из суппорта. Особенно когда колодки подходили к концу своего ресурса. Как только поставили новые детали (часто в паре с дисками меняют и колодки), возросшая общая толщина диска и колодок утопила поршень обратно в корпус суппорта. Но за несколько лет работы в прежнем положении, та поверхность поршня, что находилась «на улице», успела покрыться грязью и коррозией — такое возникает при повреждении пыльника, часто даже незаметного глазу. В итоге в новом рабочем положении (утопленном в суппорт) поршни подклинивают, что и приводит к нагреву тормозных дисков.

То же самое бывает и при замене колодок. Если на старых ездили до металла, а пыльник при этом был поврежден, то после замены колодок (а значит, смены рабочего положения поршней на более утопленное) возможно подклинивание и нагрев.

Фото: David R. Frazier / Danita Delimont / Global Look Press
Фото: David R. Frazier / Danita Delimont / Global Look Press

Греются тормозные диски: что делать

Глобально проблема перегрева тормозной системы решается двумя путями: либо устранением неисправности, либо корректировками стиля езды. Альтернативой второму методу может стать усиление (тюнинг) тормозов, которые смогут выдерживать темп езды владельца. Исходя из сказанного, типичные способы борьбы с перегревом будут следующие.

  • Устранение подклинивания суппортов. В большинстве ситуаций для этого достаточно почистить и перебрать их с использованием специальных ремкомплектов.
     
  • Настройка ручного тормоза — если проблема в его «закусывании». Для настройки ручника предусмотрен специальный алгоритм, описанный в Руководстве по ремонту.
     
  • Установка качественных деталей (колодок и самих дисков) — если проблема не в суппортах и не в ручнике.
     
  • Доработка тормозной системы. В тюнинг тормозов может входить как замена только исполнительных механизмов — суппортов, дисков и колодок, — так и полный апгрейд, включающий мощный вакуумный усилитель, армированные шланги и т.д.

Последствия перегрева тормозных дисков

Во-первых, бьющие диски не работают с должной эффективностью и увеличивают тормозной путь при экстренном торможении со скорости.

Во-вторых, постоянные вибрации негативно сказываются как на комфорте, так и на ресурсе других элементов и систем — например, рулевого управления.

Наконец, если продолжать эксплуатировать сильно перегретый диск, однажды он может лопнуть или даже рассыпаться. Последствия такого сценария едва ли нужно объяснять.

Фото: BIKERUM / drive2.ru