В январе—июне 2024 года власти осторожно вносили перемены в жизнь российских водителей. Многие инициативы искусственно тормозились. Вторая половина года может стать более насыщенной на нововведения и штрафы. Санкции будут усиливаться, а камеры «поумнеют». Чтобы новшества не стали сюрпризом, рассказываем о них заранее.
Сентябрь: часть камер окажется вне закона
С 1 сентября вступит в силу закон, определяющий правила и основания для установки дорожных камер для автоматической фиксации нарушений ПДД. В соответствии с документом, камеры можно будет устанавливать:
- на аварийно-опасных участках дороги;
- в местах проведения дорожных работ;
- для контроля полос общественного транспорта;
- на перекрестках;
- на пешеходных переходах.
Камеры не должны будут мешать автомобилистам видеть, что происходит на дороге: они не могут загораживать знаки или светофоры.
Камеры не смогут стоять насколько угодно близко друг к другу, если они не фиксируют превышение скорости. К примеру, когда они настроены на пересечение двойной сплошной или выделенок для общественного транспорта.
Также в документе прописано, что зона контроля стационарных и передвижных комплексов фиксации будет начинаться не ближе 150–300 м от знака «Фотовидеофиксация» за городом, а в городе — не ранее 100 м от знака «Начало населенного пункта».
Стационарные средства фиксации и передвижные устройства, которые контролируют скорость, в одном направлении движения можно будет размещать в населенных пунктах на расстоянии не ближе 1 км друг от друга, а вне населенных пунктов — не ближе 5 км друг от друга. Это позволит избежать нескольких наказаний за одно и то же нарушение. Прежде такие нормы были указаны только во внутренних документах Минтранса и профильных ведомств, а теперь они будут закреплены на федеральном уровне.
При этом один и тот же участок могут контролировать сразу несколько камер, если они настроены на одинаковые виды нарушений ПДД. В настоящее время данные обо всех местах установки дорожных камер есть на сайте Госавтоинспекции. Дополнительных нововведений документы не предусматривают.
В соответствии с поправками в законодательство, с 1 сентября «носимые» средства фиксации нарушений будет запрещено использовать для автоматической фиксации нарушений.
С сентября неэффективные и неправильно установленные камеры должны быть убраны с дорог, с этого же дня с них предписано не принимать данные о нарушениях. Штрафы, пришедшие с «неодобренных» камер, водители смогут оспорить.
Сентябрь: новый набор для автомобильных аптечек
С 1 сентября изменится обязательное содержимое автомобильных аптечек. В продажу поступят новые наборы, соответствующие измененным требованиям.
В автомобильной аптечке нового типа в обязательном порядке должны будут присутствовать:
- маска медицинская нестерильная, 2 шт.
- перчатки медицинские нестерильные, размер не менее М, 2 шт.;
- одноразовая маска для сердечно-легочной реанимации (устройство «рот в рот»);
- жгут кровоостанавливающий;
- бинт марлевый медицинский;
- бинт эластичный;
- лейкопластырь кожный;
- одеяло спасательное многоразового использования размером не менее 160x210 см;
- пара ножниц для перевязочного материала;
- пара хирургических ножниц общего назначения.
В соответствии с действующими требованиями, в автомобиле должна быть автомобильная аптечка, однако проверить ее содержимое и выписать штраф за неправильный набор инспекторы не могут: при прохождении техосмотра аптечки не проверяются.
По факту вопрос наличия аптечек и их содержания отдан на откуп самим водителям. Аптечки, укомплектованные до вступления изменений в силу, можно будет продолжать использовать до истечения срока годности или 1 сентября 2027 года. Сам приказ вступит в силу с 1 сентября 2024 года и продолжит действовать до 1 сентября 2030 года.
Формируя аптечку, автомобилисты могут дополнительно расширять стандартный набор. Автоэксперт Антон Шапарин советует включить в него, в частности, следующие позиции:
- гемостатические бинты;
- гемостатическую губку;
- изотермическое одеяло;
- стерильные и нестерильные бинты;
- быстрое обезболивающее, которое можно вколоть самому себе.
Сентябрь: рост штрафа за неоплаченный проезд по платным трассам
Ожидается, что с 1 сентября будут введены увеличенные штрафы для водителей, не оплативших проезд по платным трассам в Москве и Санкт-Петербурге. Именно с этой даты субъекты России получат полномочия устанавливать собственные штрафы для таких нарушителей.