Российские власти задумались о значительном и планомерном повышении утилизационного сбора на нелокализованные автомобили. Соответствующий проект постановления правительства о введении долгосрочной шкалы индексации утильсбора в отношении в том числе легковых автомобилей был опубликован 15 июля. Документ разработал комитет Госдумы по промышленности и торговле и комитет Совфеда по экономической политике. Примечательно, что экспертный совет при комитете по промышленности возглавляет руководитель «АвтоВАЗа» Максим Соколов: он регулярно и жестко выступает за индексацию сбора для защиты от «ценовой экспансии» нелокализованных китайских автомобилей.
Публичные обсуждения продлятся до 20 августа. Если документ примут, то при ввозе иномарок в Россию автокомпании должны будут доплачивать повышенный утильсбор уже с 1 октября 2024 года. Ужесточение коснется только тех брендов, которые не наладили собственное производство в России или соседней Белоруссии. Разбираемся, зачем это нужно и какие автомобили в таком случае подорожают в первую очередь.
Как будут повышать утильсбор на автомобили: расчеты
Как сообщили в Минпромторге ранее, если темпы производства отечественных и локализованных в стране автомобилей будут достаточными, то утильсбор на ввозимые машины вырастет уже в 2024 году. Ставка, согласно сообщению ведомства, может быть планово проиндексирована в среднем на 70-85% в первый год и на 10-20% каждый последующий год.
Утилизационный сбор — эта сумма, которую импортерам приходится доплачивать при ввозе автомобилей в Россию для дальнейшей перепродажи в дополнение к таможенным и различным налогам. Если производство модели локализовано, то государство компенсирует автокомпаниям этот сбор в зависимости от количества накопленных по локализации баллов. Чем локализация выше, тем выше и бонусы от государства — дороже всего, к примеру, стоит локализация моторов и коробок передач.
В настоящее время шкала начисления «утиля» следующая:
- 306 000 руб. за автомобили с моторами до 2 л
- 844 800 руб. к цене автомобиля с мотором объемом 2-3 литра,
- 970 000 руб. за машины с моторами 3-3,5 л.,
- 1,235 млн за машины с моторами объемом более 3,5 л.
Для электрокаров сбор за новую машину зафиксирован на уровне 32,6 тыс. руб., но если ввозить их через Белоруссию, придется доплатить более 300 тыс. руб.
В случае очередного повышения утильсбора придется доплачивать:
Год | Объем мотора, л | Примерный размер утильсбора, руб. | Разница | Год | Примерный размер утильсбора, руб. | Разница |
2024 | 1-2 | 556 000 | +70-85% | 2025 | 667 000 | +10-20% |
2024 | 2-3 | 1 563 000 | +70-85% | 2025 | 1 875 600 | +10-20% |
2024 | 3-3,5 | 1 794 600 | +70-85% | 2025 | 2 153 400 | +10-20% |
2024 | >3,5 | 2 284 750 | +70-85% | 2025 | 2 742 300 | +10-20% |
К 2025 году за автомобили с моторами объемом до 2 л придется доплачивать до 667 000 руб. В 2026 году — около 800 800 руб., в 2030 году — до 1 170 000 млн руб. Такие выводы можно сделать на основе заявления Минпромторга и опубликованных в проекте постановлении коэффициентов. Кроме того, схожие расчеты и предложения содержатся в письме председателя комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимира Гутенева, которое он весной 2024 года направил премьер-министру Михаилу Мишустину. Ранее против этих повышений выступали в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД, письмо на имя Михаила Мишустина есть в распоряжении Autonews.ru). В этом же обращении Гутенева предлагалось повысить утильсбор и для электрокаров — до 1,1 млн руб. в 2025 году и до 2,34 млн руб. в 2030-м. Однако от таких планов в Минпромторге отказались.
Какие автомобили затронет повышение утильсбора
Как пояснили опрошенные Autonews.ru эксперты, повышение «утиля» в первую очередь затронет не локализованные в России бренды, подавляющее большинство которых — китайские. Как подсчитали в РОАД, в марте 2024 года в России было представлено 57 китайских марок автомобилей. Из них до введения санкций в стране работали 11 — это Chery, Haval, Geely, Changan, Exeed, Omoda, JAC, FAW, Great Wall, GAC и Dongfeng.
19 китайских брендов открыли официальные представительства уже после введения санкций с 2022 года. Кроме того, в России представлены китайские марки без официального представительства, такие как, например, Zeekr, BYD и Lynk and Co. Таких неофициально представленных брендов в РОАД насчитали 23.
Производство в России ведет только один китайский бренд — Haval. Также в соседней Белоруссии выходят автомобили под маркой «БелДжи», которые представляют из себя перелицованные машины Geely.
Еще одно неофициальное совместное производство так называемые восточные партнеры из Chery организовали на бывшем заводе Nissan — там выпускают автомобили под российским брендом XCite. Завод «Москвич» выпускает машины на основе моделей JAC, а Volga — Changan. Теоретически, указанные бренды могут получить льготы от Минпромторга при ввозе своих автомобилей, поскольку производство, пусть и неофициально, в России они организовали.
Однако глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин сомневается, что за отверточную сборку автобренды смогут получать какие-либо бонусы. В таком случае, по его оценке, заметно пострадают такие предприятия, как «Соллерс» и «Автотор», где пока ведется исключительно крупноузловая сборка.
«Компенсации по утилю будут получать такие компании, как Haval, «БелДжи», у них высокая степень локализации. Ведь процент выплаты утиля будет зависеть от степени локализации. Поэтому выплаты за отверточную сборку будут стремиться к нулю, такое «производство» фактически приравняют к импорту. От этого в выигрыше также окажутся АвтоВАЗ и Камаз», — считает Шапарин.
Также, по его мнению, на компенсации смогут рассчитывать и отечественные производители электрокаров. Например, Evolute, а также производитель «Москвич», который в настоящее время тестирует сварку кузовов.