Официальная история марки Belgee в России началась 1 июля 2024 года, с открытия первых дилерских центров белорусского автобренда. Корреспондент Autonews.ru побывал на предприятии в Белоруссии и выяснил, как производят автомобили с китайскими корнями.
Чем интересен завод Belgee в Белоруссии
Полноценное производство на совместной китайско-белорусской площадке запустили 17 ноября 2018 года. На предприятии собирали предыдущие Geely Emgrand и Geely Atlas, при этом 90% собранных машин отправляли в Россию. В 2023-м белорусы приобрели лицензию на выпуск двух моделей — Geely Coolray и Geely Аtlas Pro, которые теперь производятся под собственной, уже белорусской маркой и носят индексы X50 и X70.
Автозавод в Жодино был изначально рассчитан на выпуск 60 тыс. машин в год, но, как пояснили на предприятии, уже сейчас возможно производство до 80 тыс. экземпляров, а в перспективе мощности могут быть расширены до 100–120 тыс. автомобилей в год. В том числе за счет строительства второго цеха для новых моделей. Проект может быть реализован к 2027 году.
Теперь до 80% всей выпускаемой продукции направляется в Россию, а остальные 20 раскупаются белорусами. О выходе на другие рынки речи пока не идет в связи с отсутствием проблем со сбытом и высокой загруженностью площадки.
Сейчас за день на заводе «Белджи» в среднем производится около 280 машин, однако смены «плавают» по времени. Если прежде один автомобиль сходил с конвейера раз в четыре минуты, то сейчас — за две с половиной. На площадке задействовано около 1 700 человек, хотя длина конвейера относительно небольшая — примерно 300 метров. Суммарная же площадь предприятия огромна — 118 га.
Что и как сейчас выпускают на заводе
В настоящее время завод «Белджи» производит три модели: два кроссовера Geely Coolray/Belgee X50, Geely Аtlas Pro/Belgee X70 и седан Geely Emgrand. Сборка осуществляется двумя различными методами — по технологии полного цикла (кроссоверы) и крупноузловым способом (седан). Последний еще не вошел в модельную линейку Belgee, но вопрос приобретения лицензии на него вскоре может быть улажен. В этом случае будет решаться вопрос о выпуске автомобиля по технологии полного цикла, включая сварку и окраску кузовов. Пока «остовы» поступают в Белоруссию в уже готовом виде, а на заводе лишь обрастают агрегатами и элементами отделки.
Модели Coolray/Belgee X50, Geely Аtlas Pro/Belgee X70 локализованы на 52% с учетом сварки и окраски (1 300–1 400 баллов).
Для оценки локализации применяют нормы Соглашения о единой промышленной политике между правительствами России и Белоруссии, которое страны подписали 15 февраля 2023 года. Для полной компенсации утильсбора нужно набрать 2 567 баллов. Российские комплектующие в Белоруссии учитываются при локализации, равно как и белорусские в России.
Кузовные детали для них поступают в Белоруссию непосредственно из Китая, однако в будущем «Белджи» рассчитывает локализовать и крупную штамповку — она также будет из местного проката. Локализовать литье крупных пластмассовых деталей (бамперы, спойлеры) и элементов фар белорусы рассчитывают до конца 2024 года: до этого момента должен заработать новый цех на площадях завода.
В процессе сборки машин на «Белджи» задействовано 27 сварочных роботов, однако некоторые элементы (к примеру, моторный щит) свариваются вручную «клещами», после чего устанавливаются на кондуктор и собираются в единый кузов на роботизированной линии. Окраску машин белорусы доверили роботам; только внутренние элементы продолжают краситься вручную.
В чем отличия Belgee от Geely
Продукция «Белджи» пока представлена в России в двух вариантах — под марками Belgee и Geely, однако вскоре все изменится. Модель Geely Coolray будет полностью замещена Belgee X50, а Geely Аtlas Pro — Belgee X70. Аналогичная история произойдет, вероятно, и с седаном Emgrand (новое имя модели пока не названо). До конца года планируется открыть около 120 дилерских центров Belgee.
Рассказывая о процессе производства, технолог предприятия уточнил, что технически Belgee X50 с Geely Coolray, равно как и Belgee X70 с Geely Аtlas Pro, полностью идентичны. Речь идет об абсолютно одинаковых машинах, различающихся только шильдиками: заменены логотипы на решетке радиатора, на крышке багажника и на руле, «подтерты» оригинальные надписи на фарах.
А вот отличия от оригинальных, китайских машин, «белорусы» действительно имеют. Заводчане пояснили, что производственный процесс на заводе «Белджи» полностью скопирован с китайского завода, но готовые автомобили не до конца идентичны. В частности, толщина лакокрасочного покрытия на белорусских машинах чуточку больше, чем на китайских — 120 мкм, а днище автомобилей покрыто мастикой не частично, а полностью. Кроме того, на белорусском заводе есть камера воскования: все скрытые полости дополнительно защищены от коррозии, в отличие от оригинальных «китайцев». К слову, доля скрытого брака на предприятии действительно низка — не более 1–2%.
Дешевле или нет
Учитывая отсутствие технической разницы между машинами марок Geely и Belgee, возникает вопрос: а что с ценой? Представители предприятия заверили журналистов, что на внутреннем, белорусском рынке автомобили идентичны даже по стоимости. А вот в России разница имеется, и ее можно назвать достаточно весомой.
На момент написания статьи кроссовер Geely Coolray можно приобрести за 2 484 990–2 949 990 руб., в то время как диапазон цен на аналогичный Belgee X50 — от 2 290 990 до 2 500 990 руб. Разница составляет 194 тыс. и 449 тыс. руб. в базе и в топе соответственно. Цены на Belgee X70 и Geely Аtlas Pro также сильно разнятся: «белорус» предлагается за 2 599 990–3 199 990 руб., а «китаец» с того же завода — за 2 683 990–3 393 990 руб.
Чем именно обусловлена разница в стоимости, представители завода-изготовителя объяснить затруднились.
По словам главы завода «Белджи» Геннадия Свидерского, купив лицензию на сборку машин под своим брендом, предприятие развязало себе руки в плане дальнейшей локализации. Это означает как меньшую зависимость от китайских фирм-поставщиков, так и накопление собственных компетенций. Уже сегодня на машины ставятся белорусские и российские аккумуляторы («Зубр» и «Аком»), калужские стекла («Фуяо Стекло Рус»), местные шины («Белшина»), прошли испытания отечественные колесные диски («Скад»).
На основании этих слов можно сделать вывод, что такие инвестиции способствует повышению цен на готовые машины: разница между «китайцами» и «белорусами», скорее всего, будет расти.
Повлияет ли на цену повышение утильсбора
Не последнюю роль в цене автомобилей играет, напомним, и российский утилизационный сбор, но на продукции завода «Белджи» он отразиться не должен.