Алексей Жутиков, автожурналист, блогер, автор Youtube-канала «ПриветТачка» (1,76 млн подписчиков), попробовал себя в роли предпринимателя и некоторое время занимался продажей автомобилей по параллельному импорту. В беседе с Autonews.ru он рассказал, почему автомобили в России стоят теперь так дорого, что ждет покупателей необычных моделей и почему на рынке подержанных машин больше не найти приличных вариантов за приемлемые деньги.
— Из проекта по продаже автомобилей «Автожир» вы уже вышли. Но как все это было, как вы выбирали автомобили для России?
— Главная задача была — понять, что привезут все конкуренты, и быстро придумать что-то другое и получше. Когда приходит большая партия автомобилей, ее раскупают — и все, рынок насыщен. Из примерно десяти позиций удачными оказывались четыре. А шесть оставались, как мы говорили, «для ассортимента». Учились на ошибках. Например, я лично настоял, что мы должны привезти седан Kia Pegas. На тот момент это была самая дешевая иномарка. У меня все в голове складывалось: у нас любят седаны, иномарки и Kia. Но оказалось, что в России никто не знает, что это за Pegas. Поэтому автомобиль и простоял в автосалоне полгода. Дольше него продержался только тюнингованный нами же Rolls-Royce с салоном цвета Tiffany.
Позже появилась идея стать официальным дилером китайского бренда Polar Stone — он выпускает гибридный внедорожник, также известный под именем ROX 01. Но не получилось, да и сами машины особым спросом не пользовались. И таких шишек мы набили немало, чтобы просто понять, как все работает.
— Какие модели покупали лучше всего?
— Российское законодательство меняется примерно каждые 40 секунд, как алгоритмы YouTube. Сегодня ты привез машину, а завтра на нее «утиль» вырос в десять раз. Бестселлером был и остается Geely Monjaro. Он знаком россиянам, построен на платформе Volvo и по совокупности качества и цены 3–3,5 млн руб. остается одним из самых крутых вариантов. Хотя я правда не понимаю, почему сейчас 3–3,5 млн руб. считается нормальной ценой. Эти автомобили удавалось продавать дешевле, чем у официальных дилеров. У дилеров другая система ценообразования, у них выше маржинальность. Но есть у них и свои преимущества. Например, представительство может отгрузить им автомобили по более выгодной цене, а мы были вынуждены рыскать по Китаю в поисках. Ведь завод не может продать автомобили на экспорт, нужно было искать экспортные компании с лицензией. Все это мы и делали, чтобы сначала найти, а потом и предложить лучшую цену.
У «официалов» часто не хватало машин, потому что представительства также могут ограничивать количество автомобилей для продажи в одном дилерском центре. И у нас были ситуации, когда официалы не могли привезти автомобили, а мы могли. И не секрет, что официальные автосалоны покупали машины у «серых», а потом добавляли к цене 1 млн руб. и гарантию от дилера — и пожалуйста. У нас так было, например, с Mitsubishi Pajero четвертого поколения. Это была популярная модель до очередного повышения утильсбора на машины с мотором объем от 3 л. Тут он стоил 3,6 млн руб. Пришел клиент, думал-думал, но сказал: «Нет, вы неофициальные дилеры, покупать у вас машину опасно. Гарантии у вас нет (а у нас страховая гарантия, как у всех), сервиса нет». Это правда. И купил машину у дилера. Только вот дилер для этого выкупил ее у наc. И продал тому же клиенту за 4,6 млн руб. С сервисом и гарантией. Вот такой дикий рынок.
— Что еще стало хитами, кроме Monjaro, и почему?
— Стали хорошо продаваться Li Auto. В России распробовали LiXiang L7 и L9. L8 не продаются, поскольку хорошо берут либо самое дешевое, либо самое дорогое, на середнячков у нас не смотрят. Toyota Prado и Toyota Land Cruiser 300. А до повышения утильсборов покупали Mitsubishi Pajero и Outlander. Получается, что брали вечную классику и знакомые китайские модели.
— А когда звучат заявления о том, что в Россию разные бренды, например тот же Zeekr, запрещает отправлять машины?
— Zeekr сделал политическое заявление, потому что официально автомобили в Россию он и так не поставлял. А запретить частный ввоз они не могут. Да, китайцы, опасаясь вторичных санкций, которые могут быть наложены на Geely, заявили, что не разрешат ввозить в Россию Zeekr. Но это ничего не меняет. Сейчас это действительно самый продаваемый электрокар в России. Уже есть сервисы, есть целый клуб с председателем.