branding imagebranding image
РБК АВТО
Технологии Михаил Овсянников
Подписаться на Telegram-канал

Что такое система старт-стоп, для чего она нужна и как ее отключить

В погоне за улучшением экологических показателей автомобилей с ДВС конструкторы оснастили их, в частности, системами, которые принято называть старт-стоп. Что они собой представляют?
Фото: Muanpare Wanpen / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Muanpare Wanpen / Shutterstock / FOTODOM

Что такое система старт-стоп

Старт-стоп — это система автоматического отключения и перезапуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС), позволяющая в условиях рваного трафика экономить топливо, снизить количество вредных выбросов и уровень шума.

Впервые устройство такого рода было опробовано в середине 1970-х на Toyota Crown с 6-цилиндровым двигателем, а широкое распространение системы старт-стоп получили уже в XXI веке в связи с ужесточением экологического законодательства. В зависимости от методики расчетов, такие устройства позволяют экономить от 3 до 10% топлива за счет сокращения периода работы ДВС на холостом ходу. В крупных городах с большим количеством пробок в таком режиме топливные моторы проводят почти треть своего рабочего времени. При этом на холостом ходу падает давление масла и одновременно растет температура, что способствует возникновению локального масляного голодания, и в конечном итоге, сокращению ресурса ДВС.

Как работает система старт-стоп

Система старт-стоп глушит ДВС (в том числе еще до полной остановки автомобиля), ориентируясь на данные, полученные от различных датчиков. При этом на моделях с механической коробкой передач рычаг трансмиссии должен находиться в нейтральном положении, а на моделях с «автоматами» различной конструкции нажата педаль тормоза. Соответственно, сигналом к перезапуску ДВС в первом случае служит выжим сцепления, тогда как во втором — отпускание педали тормоза, а при наличии системы Auto-Hold (автоматического удержания машины на месте при остановке) — нажатие на педаль газа.

Фото: Skoda Статьи 10 апреля Что такое Auto Hold, как пользоваться, плюсы и минусы
Села батарейка: почему системой «Старт-стоп» не пользуются в России Статьи 22 мая 2017 Села батарейка: почему системой «Старт-стоп» не пользуются в России

Для срабатывания системы старт-стоп необходимо соблюдение еще ряда условий:

  1. ДВС прогрет до рабочей температуры;
  2. Температура за бортом автомобиля в диапазоне примерно от +4° С до +35° С;
  3. Скорость автомобиля более 4 км/ч;
  4. Водительская дверь закрыта;
  5. Отсутствие большого количества включенных энергопотребителей;
  6. Заряд аккумулятора не ниже определенного уровня. В противном случае не будет обеспечено электропитание различных устройств, а на перезапуск ДВС не хватит энергии;
  7. Не активированы специальные внедорожные режимы (при наличии) силового агрегата.

Фото: Zivica Kerkez / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Zivica Kerkez / Shutterstock / FOTODOM

Основными компонентами систем старт-стоп являются:

  1. Электронный блок управления двигателем с программой старт-стоп;
  2. Датчик частоты вращения коленчатого вала ДВС;
  3. Датчик вращения колес;
  4. Датчик нейтральной передачи в МКП;
  5. Датчик положения педали тормоза или сцепления;
  6. Датчик заряда аккумуляторной батареи;
  7. Аккумулятор, способный выдерживать увеличенное количество циклов разряд-заряд;
  8. Усиленный генератор или стартер-генератор, обеспечивающий частые перезапуски ДВС.

Плюсы и минусы системы старт-стоп

Главный плюс систем старт-стоп — возможность сэкономить 0,5-0,8 л топлива на 100 км пробега при движении с частыми остановками на светофорах или в пробках.

Минусов существенно больше:

  1. Эффективность системы заметно снижается даже в вялотекущем трафике, а в беспробочном режиме обнуляется;
  2. При частых отключениях ДВС нарушается смазка его компонентов, что существенно увеличивает их износ;
  3. Для минимизации «сухого» трения подшипники коленвала требуют нанесения специального полимерного покрытия, что удорожает производство и сказывается на цене автомобиля;
  4. Электрические помпы системы охлаждения, дополнительные датчики, усиленные аккумуляторы и стартеры также увеличивают отпускную цену автомобиля;
  5. Трогание автомобиля с места при активированной системе старт-стоп происходит с ощутимой задержкой;
  6. Обслуживание автомобиля с системой старт-стоп обходится дороже.

Как отключить систему старт-стоп

Фото: Nenad Cavoski / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Nenad Cavoski / Shutterstock / FOTODOM

Многих беспокоит не только ускоренное снижение ресурса двигателя, но и раздражают постоянные перезапуски ДВС при срабатывании системы старт-стоп. Отключить ее можно следующими способами:

  1. Нажать соответствующую «физическую» кнопку на передней панели/центральной консоли или виртуальную в меню бортового компьютера. Минус этого способа в том, что процедуру придется повторять после каждого нового запуска двигателя;
  2. С помощью специального оборудования, имеющегося в техцентре, полностью деактивировать функцию старт-стоп на программном уровне.

Ошибки системы старт-стоп

Система старт-стоп начинает работать некорректно при выходе из строя датчиков, снабжающих электронный блок управления двигателем соответствующей информацией. Так, при выходе из строя датчика частоты вращения коленвала может не произойти переключение энергопотребителей на питание от аккумулятора, в результате чего системы при отключении ДВС будут обесточены. Сбой в работе датчика контроля уровня заряда батареи чреват ее полным разрядом с понятными последствиями. Устранить данные проблемы можно, заменив проблемные датчики.

Читайте также:

Auto Hold: что это в машине, как работает, функции

Что такое TPMS, как она работает, неисправности, типы системы

Датчик расхода воздуха: почему он так важен и как его проверить

Система охлаждения двигателя: что это, неисправности, уход

Система ESP: что это такое и как работает?