Согласно финансовым отчетам автопроизводителей, практически все из них столкнулись с падением прибыли. К примеру, выручка за первое полугодие крупнейшего на планете автомобильного альянса Stellantis с портфелем из 14 различных брендов упала на 14%, что в абсолютных цифрах составило 85 млрд евро. Чистая же прибыль компании рухнула почти вдвое, достигнув 5,6 млрд евро. Гораздо хуже ситуация у японской марки Nissan, чья прибыль за второй квартал «просела» на 76,9% год к году, оказавшись на уровне 194 млн долларов. Европейские бренды Audi и Porsche объявили о снижении чистой прибыли в первом полугодии на 34% и 20,5% соответственно.
Как рассказал в беседе с Autonews.ru независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов, «ключевой причиной снижения прибыли глобальных автоконцернов стали большие запасы нереализованных новых автомобилей. К примеру, в США скопилось свыше 3 млн единиц неликвидной продукции».
Справедливости ради стоит добавить, что американский авторынок является крупнейшим, уступая лишь Китаю. По итогам минувшего года в Штатах было реализовано 15,6 млн новых автомобилей.
«Предложение новых машин, превышающее спрос, всегда отражается на продажах и прибыли. К тому же продавцам неминуемо приходится снижать цены, чтобы привлечь покупателей» — отметил эксперт.
Экономический провал
Между тем специалисты консалтингового агентства Creditreform отчитались о том, что Германия, признанная главной автомобильной страной в Евросоюзе, столкнулась с колоссальными темпами роста неплатежеспособности крупных рыночных игроков. В частности, от автомобильного бизнеса.
Согласно докладу экспертов Creditreform, ослабление темпов экономического роста вскоре ожидаемо превысит показатели 2021 года, когда из-за пандемии коронавируса Германия достигла пика дефолтов и сокращений. Для сравнения: если три года назад число корпоративных банкротств было на уровне 7500, то в настоящий момент таковых уже более 11 000 зафиксированных случаев.
По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Яна Хайцеэра, производители в этом не виноваты.
«В этом виноват весь мир, потому что он последовательно идет к кризису. У нас это не так чувствуется ввиду некоторой обособленности. А на Западе наблюдается активное перепроизводство и снижение потребительского розничного интереса. Я полагаю, что именно в этом кроется причина снижения спроса на автомобили. К тому же возросли расходы, включая потребление естественных монополий», — поделился своей точкой зрения с Autonews.ru эксперт.
Меры для выхода из пике
К примеру, группа Volkswagen AG, в состав которой входит 12 различных марок, включая Skoda, Audi, Porsche, Bentley, Lamborghini и Bugatti, еще в конце минувшего года разработала специальную антикризисную стратегию. Немцы намерены оптимизировать расходы, связанные с производством и развитием новых перспективных проектов, а также реорганизовать сеть послепродажного обслуживания и пересмотреть корпоративную политику.
Принятые меры должны помочь сэкономить VW свыше 10 млрд евро. Для этого, правда, придется существенно урезать штат сотрудников, как это, к слову, не так давно сделали в Европе американские GM и Ford, оставив без работы тысячи квалифицированных специалистов. Более того: персоналу, включая топ-менеджмент, ожидаемо грозит сокращение заработных плат.
Сокращение, но не убытков
Как сообщает издание Handelsblatt, генеральный директор Volkswagen AG Оливер Блюме лично заявил об отказе от 5-процентного повышения зарплат. Вместо этого сотрудники — наоборот — лишатся 3,3% от положенных гонораров. Помимо прочего, под сокращение попадут и продуктовые линейки брендов, входящих в состав автогиганта, а также встанет на паузу ряд электрифицированных проектов, теряющих актуальность.
«Интерес потребителей к электромобилям существенно снизился. Концерны, вложившие инвестиции в производство электрокаров, теряют дивиденды. В тех же США в I квартале 2024 года было реализовано 269 тыс. электромобилей, что всего на 2,6% больше, чем в январе–марте 2023 года, и на более чем 7% ниже, чем в четвертом квартале прошлого года. Основными предпосылками для отказа граждан от электрокаров стали отсутствие развитой инфраструктуры зарядных станций в западных странах, а также более высокая стоимость электротранспорта по сравнению с автомобилями с традиционными двигателями внутреннего сгорания», — резюмировал Алексей Тузов.
Помимо прочего, эксперт не исключает сокращение производственных мощностей — от комплектующих до самих автомобилей. Тем более, что ряд автогигантов уже столкнулся со сложностями, связанными с поставками и качеством запчастей для своих заводов. К примеру, из-за дефектных тормозных механизмов от фирмы Continental немецкий BMW вынужден остановить выпуск и отозвать около 130 000 автомобилей, стоимость которых может составить сотни млн евро.
По причине недостатка 48-вольтовых аккумуляторов от Bosch, требуемых для производства автомобилей Mercedes-Benz, немецкая компания недополучила около 1 млрд евро прибыли. А некогда глава штутгартского премиум-бренда Ола Келлениус в интервью Financial Times выразил озабоченность из-за сокращения производственных процессов и общей ситуацией на авторынке: «сейчас мы переживаем крайне неопределенный период времени, особенно с учетом того, как невероятно быстро на фоне затянувшегося кризиса эволюционируют китайские автостроители».
К слову, для защиты европейского автопрома от конкуренции со стороны производителей из КНР глава Stellantis Карлос Таварес даже предложил блокировать границы ЕС от нашествия демпингующих китайцев. По мнению топ-менеджера, власть просто обязана в текущих условиях оказать финансовую помощь западным автоконцернам, иначе места признанных грандов мирового автопрома довольно быстро займут вездесущие игроки из Китая.
С гарантией, но без поддержки: в Россию прибыли новые BMW, Audi и Volvo
Volkswagen под маркой Jetta: что за машины и сколько стоят
Зарплаты ниже, работы больше: когда перезапустят бывший завод Volkswagen
От iCar 03 до Mercedes E-Class. Названы цены на автоновинки для России