Банк России впервые за семь месяцев повысил ключевую ставку — с 16 до 18% годовых. Такое решение было принято на фоне ускорения инфляции, темпы которой существенно выше апрельского прогноза ЦБ. Autonews.ru обратился к автодилерам и экспертам, чтобы узнать, как эти изменения повлияют на стоимость машин, что будет с кредитами и оставят ли продавцы скидки.
Как подорожают автокредиты?
Автоэксперт и руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев считает, что повышение ключевой ставки неминуемо приведет к росту стоимости автокредитов и самих машин. Эксперт назвал ситуацию «очень плохой историей». По его мнению, на этом фоне часть потенциальных клиентов, которые могли бы взять кредиты, в итоге откажутся от них и, как следствие, от покупки автомобиля.
При этом Мосеев напомнил, что в прошлом году повышение ставки не испугало покупателей и буквально через два месяца авторынок в стране стабилизировался. «Поэтому говорить о том, что это фатально скажется на числе выданных автокредитов, не стоит», — подчеркнул эксперт.
Аналогичную точку зрения высказал и представитель Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его словам, в первую очередь повышение ставки болезненно ударит по автокредитованию и ситуации на рынке в целом. Эксперт напомнил, что основные продажи в России сейчас приходятся на кредитные средства.
«Это связано с тем, что, во-первых, дилерам всегда выгодно получить 9% комиссии за оформление кредита. При продаже машины за наличку продавец получит только 4% от стоимости модели. Вторая причина — отсутствие у отечественных клиентов наличных ресурсов для покупки нового автомобиля без кредитного плеча», — заметил он.
При этом Шапарин считает, что нынешние кредитные ставки и так находятся на очень высоком уровне и условные 2% сверху уже сильно ничего не поменяют в сложившейся ситуации.
«У нас люди без проблем берут кредиты под 25–27%, поэтому этот рост на два пункта их точно не остановит», — резюмировал он.
Похожие цифры озвучили и в пресс-службе ГК «Автодом». Там считают, что увеличение ключевой ставки с текущего уровня до 18% приведет к удорожанию автокредитов в среднем на 2–2,5%. В компании напомнили, что в июне 2024 года средние ставки по кредитам на новые авто составляли 16–17% годовых, на автомобили с пробегом — 20–22% годовых.
«Потенциальным покупателям стоит ожидать удорожания автокредитов — ставки по ним увеличатся в соответствии с повышением ключевой ставки. Это также коснется и других инструментов: ипотеки и потребительских кредитов», — предупредили в пресс-службе.
Негативную оценку повышению ключевой ставки дали и в пресс-службе дилерской компании «Ключ Авто». Там считают, что такой финансовый маневр, безусловно, приведет к подорожанию кредитных продуктов для потенциальных клиентов. Также в компании ожидают роста цен на хранение автомобилей на складах дилера и прочие накладные затраты.
Директор департамента продаж новых автомобилей «Рольф» Николай Иванов высказал 100-процентную уверенность в скором подорожании кредитов на фоне повышения ключевой ставки. По его словам, это коснется и корпоративного кредитования.
Падение продаж
Еще одно последствие увеличения ключевой ставки — рост ставок по депозитам. По словам Мосеева, часть людей предпочтут, вместо того чтобы купить автомобиль, положить деньги на депозит, и это отрицательно скажется на продажах как новых моделей, так и машин с пробегом.
«Если сложить все это, фактор повышения ставки в целом негативный, но не глобально-критический. По крайней мере, большинство экспертов считают, что второе полугодие по отношению к первому (по продажам автомобилей. — Autonews.ru) будет максимум на 10% ниже. И соответственно, в любом случае мы продадим 1,3 млн автомобилей, что существенно больше, чем в прошлом году. А вот в следующем будет существенно тяжелее, потому что «отыграет» история с повышением цен после роста утильсбора. И наслоится высокая ставка», — говорит Мосеев.
Заместитель гендиректора АГ «Авилон» Ренат Тюктеев в беседе с корреспондентом Autonews.ru также заявил, что высокая ключевая ставка ЦБ сегодня является одним из основных триггеров, влияющих на продажи новых автомобилей. По словам эксперта, ее повышение усложнит работу с кредитными сделками, где доля в китайских марках достигает 80%, увеличит расходы дилеров на стоки выкупленных автомобилей.
«При таком сценарии рынку будет сложнее расти и реализовывать накопленный потенциал. Кроме того, еще одним ударом по кредитным сделкам можно считать ужесточение требований к заемщикам», — заметил он.
В пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» уточнили, что полная стоимость автокредитов вырастет лишь через несколько недель, что спровоцирует временный рост спроса на автомобили, так как потенциальные покупатели постараются заключить сделку с банком на более выгодных условиях уже сейчас.
«Размер ключевой ставки напрямую не влияет на стоимость автомобилей, поэтому резкого падения уровня продаж в массовом сегменте к концу 2024 года не будет», — поделился прогнозом представитель компании.