Эксплуатация автомобиля запрещена с неисправным рулевым управлением, и если при повороте «баранки» слышны различные посторонние звуки, в том числе хруст, необходимо незамедлительно принять меры по устранению возникших проблем, а они могут быть разными. Рассмотрим наиболее типичные ситуации.
Хруст при повороте руля в движении
Хруст при повороте руля в движении на любой скорости, сопровождающийся незначительным люфтом «штурвала», позволяет с большой долей уверенности предположить:
Неисправность ШРУСа
ШРУСы — это шарниры равных угловых скоростей, с помощью которых усилие от коробки передач через полуоси передне-, а также задне- и полноприводных автомобилей с независимой подвеской передается на ведущие, в том числе управляемые колеса. Подробнее об этом элементе конструкции читайте наш материал по ссылке.
Механические воздействия и химически активные вещества (например, антигололедные реагенты) способны вызвать повреждение защитных резиновых чехлов, пыльников, ШРУСов, в результате чего из тех вытекает смазка, а в подвижные части механизма попадает влага, грязь, песок. Все это приводит к ускоренному износу трущихся элементов конструкции, их подклиниванию, что и сопровождается характерным хрустом в поворотах, когда нагрузка на ШРУС возрастает.
Определить неисправный внешний ШРУС несложно. Достаточно на ровной площадке резко стартовать с места с вывернутыми колесами, предварительно опустив стекла в передних дверях. Если хруст слышится слева, виноват правый внешний ШРУС, и наоборот. Появление такого же звука при движении по прямой — признак сильного износа ШРУСа.
Напротив, выявить проблемный внутренний ШРУС непросто. Это возможно только при движении по дорогам с кочками и ямами, которые будут создавать дополнительную нагрузку на полуоси со ШРУСами. Для усиления эффекта можно посадить в машину нескольких пассажиров. Они же помогут определить, с какой стороны раздастся хруст.
На переднеприводном автомобиле без блокировки дифференциала и с механической коробкой передач проверку можно выполнить и на месте. Для этого:
- Выставить передние колеса прямо;
- Вывесить переднее колесо с помощью домкрата;
- Включить двигатель;
- Включить первую передачу;
- Плавно нажать на тормоз. Если послышится хруст, виновник — внутренний ШРУС со стороны вывешенного колеса. Если же хруста нет, а двигатель глохнет, внутренний ШРУС вывешенного колеса исправен. По тому же алгоритму повторить операцию для другого ведущего колеса.
Хрустящий ШРУС подлежит замене, поскольку его износ нельзя устранить набивкой смазки после замены утратившего герметичность пыльника.
Неисправность подшипника ступицы
Ступичные подшипники, изнашиваясь, в движение начинают издавать чаще вой. Выявить проблемный элемент можно, поочередно вывешивая колеса с помощью домкрата и раскручивая их рукой. Похрустывание выдаст «уставший/е» подшипник/и. Он/и требует/ют замены.
Хруст при повороте руля на месте
Хруст может слышаться и при повороте руля на месте. Так проявляют себя:
Деформация пластикового кожуха рулевой колонки
От времени и под воздействием солнечного тепла пластиковый кожух рулевой колонки может деформироваться, что приведет к его контакту с «баранкой» и появлению характерного звука. К аналогичному результату может привести небрежно выполненный монтаж кожуха рулевой колонки после ремонта. В этом случае аккуратно переустановите кожух. Что касается его тепловой деформации, то, если пластик повело не слишком сильно, такие компоненты кожуха можно попытаться выправить.
Неисправности рулевого вала
Банальный контакт небрежно уложенного пластикового коврика-корытца с крестовиной рулевого вала может стать источником неприятных звуков при повороте руля на месте. Хуже, когда деформирован (например, в результате аварии) сам вал или возник люфт в месте его соединения с рулевой рейкой. В этих случаях потребуется замена вала либо, если позволит его состояние, подтяжка соответствующего крепежа.
Износ опорных подшипников подвески
Опорные подшипники подвески, позволяющие амортизатору вращаться вместе с рулевым кулаком, изнашиваются от нагрузок и попадания в них грязи, в результате чего появляется люфт, сопровождающийся характерным хрустом при повороте руля. Для проверки состояния опорных подшипников амортизаторов:
- Снять защитный колпак (при наличии) чашки амортизатора;
- Нажать рукой на выступающий узел крепления амортизатора;
- Покачать автомобиль вверх-вниз и попросить помощника одновременно покрутить руль. Стуки и ощущение люфта — признак износа опорных подшипников. Такие детали требуется заменить.
Проблема с рулевой рейкой