О возможности блокировки электрокаров Zeekr на территории России и Казахстана стало известно 28 июля. Машины суббренда концерна Geely на протяжении пары последних лет пользуются стабильно высоким спросом. В частности, модель Zeekr 001, по данным аналитического агентства «Автостат Инфо», за первые шесть месяцев 2024 года стала самой популярной «электричкой» на российском авторынке и разошлась тиражом 2876 экземпляров. Zeekr X занял вторую строчку с 993 проданными единицами, а Zeekr 009 стал девятым с 457 экземплярами. Возможность дальнейшей эксплуатации этих автомобилей вне Китая оказалась под вопросом.
Что произошло
О желании компании Zeekr заблокировать автомобили, оказавшиеся вне территории Китая, в том числе в России и ОАЭ, без согласия производителя, сообщило казахстанское издание Tengri Auto. «Серые» автомобили будут отключаться производителем дистанционно. Об этом свидетельствуют данные в официальной информационной брошюре.
В брошюре, подлинность которой подтвердили в международном офисе Zeekr, говорится, что с 15 июля 2024 года компания начнет применять строгие меры против серого импорта. В рамках данных мероприятий транспортные средства, находящиеся за пределами Китая или использующие несанкционированные сим-карты, получат специальные уведомления. Сперва владельцев оповестят о том, что их автомобиль находится за пределами разрешенной зоны. В этом случае придется связаться с производителем и привезти машину в Китай. При невыполнении условий последует отключение экрана мультимедиа. Для разблокировки системы также потребуется обращаться в официальное представительство Zeekr. Официальное объяснение — борьба против неофициальных поставок и за повышение доверия к дистрибьюторам марки.
Что удалось выяснить Autonews.ru
В компании «Авилон», торгующей в России электрокарами Zeekr, куда редакция Autonews.ru обратилась за комментарием, возможность блокировки некоторых функций автомобилей подтвердили. Директор «Авилон Электро» Сергей Мелюх пояснил, что сложности действительно возможны, но они точно не коснутся машин, произведенных до 15 июля 2024 года. Это означает, что обладателям ранее приобретенных транспортных средств опасаться нечего.
«Все наши электрокары, находящиеся в продаже, выпущены ранее, поэтому пока с подобными сложностями мы не сталкивались», — заявили в компании.
Глава дилерского центра заострил внимание на еще одном важном моменте. По словам Мелюха, о возможности полной блокировки транспортных средств речи в принципе не идет: даже экземпляры, произведенные после 15 июля, можно будет эксплуатировать за пределами Китая. Правда, часть функций действительно перестанет работать.
«Максимум на таких автомобилях придется ездить без модификации блока телеметрии под российские сим-карты, не подключая их к интернету до момента, пока не найдется решение. Но в любом случае автомобиль останется автомобилем и основные функции будет выполнять», — конкретизировал эксперт, добавив, что на настоящий момент говорить о возможных проблемах рано; нужно разобраться во всех нюансах.
В дилерском холдинге «Автодом», также торгующем автомобилями Zeekr в России, ситуацию с возможной блокировкой не прокомментировали.
При чем здесь китайская сим-карта
Электрокары Zeekr, как и многие другие современные автомобили (к примеру, BMW), во многом схожи со смартфонами и компьютерами: ряд функций можно включить и отключить дистанционно через интернет. Полноценное использование автомобилей Zeekr возможно лишь при создании мастер-аккаунта в специальном приложении. Без китайского номера телефона создание такого аккаунта невозможно: ключевым условием использования «Зикров» является авторизованная заводом-изготовителем сим-карта.
Выход из проблемной ситуации ранее уже был найден и активно используется. Инструкция по созданию мастер-аккаунта в России без китайской сим-карты опубликована клубом владельцев Zeekr. Для приобретения китайского номера даже не требуется обращаться к посредникам.
Согласно опубликованной инструкции, получить доступ к функциям автомобилей Zeekr можно с помощью приложения WeChat. Мессенджер предоставляет множество услуг, связанных с активностью в Китае.
Алгоритм регистрации мастер-аккаунта следующий:
- необходимо установить приложение WeChat и зарегистрировать его через помощников или знакомых;
- в самом приложении WeChat нужно через поиск найти eSender и подписаться на него;
- после этого нужно установить английский язык в eSender (можно включить и русский язык);
- затем осуществляется регистрация номера;
- выбрав Non PRC resident ID card, нужно заполнить форму и пройти верификацию аккаунта (при невыполнении верификации чтение входящих СМС будет невозможно);
- после этого нужно дождаться верификации самого аккаунта (обычно на это уходит не более часа);
- далее нужно войти в приложение Zeekr, ввести китайский номер без кода +86, открыть WeChat, зайти в eSender и дождаться СМС. Конечным этапом являются введение полученных четырех цифр и оплата номера сроком на один год.
Обозначенная схема, по отзывам российских владельцев электрокаров Zeekr, уже позволяет пользоваться всеми функциями транспортного средства на протяжении года. Главное — не забывать каждый год оплачивать номер, чтобы не потерять к нему доступ.
Редакция Autonews.ru обратилась к администрации популярного в России форума владельцев Zeekr с просьбой прокомментировать работоспособность и эффективность данной схемы против анонсированных блокировок. Там сообщили, что проблема связана с блокировкой мультимедийной системы, и отметили, что в России подобных прецедентов не было.
«Первые сообщения мы получили из Казахстана. Но проблема решается легко, нужно просто установить российскую сим-карту, затем «свисток» CarPlay (компактный адаптер, который позволяет получить беспроводной CarPlay практически в любой машине. — Ред.). И на этом все. Без приложения Zeekr, но машина работает», — рассказал один из администраторов форма.
Опрошенные Autonews.ru владельцы автомобилей в Казахстане предположили, что информацию о блокировке ввезенных неофициально автомобилей распространяют местные дилеры, которые продают машины официально.