Российские власти в очередной раз обсуждают меры, которые позволят сдержать традиционный рост цен на топлива — а он обычно наблюдается летом и осенью. А в этому году к традиционным причинам для подорожания бензина добавились еще и новые. Существует риск, что из-за плановых остановок нефтеперерабатывающих предприятий на ремонт и работы, связанные с атаками украинских дронов, в стране может возникнуть дефицит топлива. Например, в марте из-за инцидентов на НПЗ выпуск бензина в стране снизился на 7,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года (данные Росстата).
Уже сейчас действует запрет на экспорт бензина — эта мера позволила нивелировать скачок оптовых цен на бирже, который был в первом квартале 2024 года. Хотя все-равно по сравнению с январем топливо для игроков рынка сейчас стоит на 40% выше для марки АИ-95 и на 65% для 95-го бензина, который вырос в цене почти до 75 тыс. руб. за тонну, добравшись до уровня пика кризиса прошлого года, когда цена тонны бензина марки «Премиум-95» на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) превышала отметку в 76 тыс. руб. И как бы не хотели сдержать рост регуляторы, пока это не выходит, и августовский кризис вновь разгорается на высокооктановом бензине.
Нам нужен 95-й
Главные сложности сейчас наблюдаются именно с высокооктановыми бензинами: 95-м, 98-м и 100-м. Дело в том, что исторически российская нефтяная промышленность была ориентирована на выпуск низкооктанового бензина. Однако по мере обновления российского автопарка спрос на такое топливо постепенно сокращается (например, выпуск 76-го и 80-го бензина сейчас прекратился). А доля высокооктанового топлива растет — если еще в 2010 году на АИ-95, АИ-98 и АИ-100 приходилось 19% от общего объема производства бензина в стране, то сейчас речь идет уже о 41%. Остальные 59% — это 92-й. А на бирже перекос в сторону 92-го еще более явный — на него приходится 62-65% всех продаж.
Однако есть одна проблема — 95-й бензин покупают на АЗС сейчас почти так же часто, как и 92-й. В итоге возникает постоянный дефицит высокооктанового топлива, а цены на него на бирже растут гораздо активнее, чем на 92-й. Так, в начале 2024 года разница в оптовых ценах между двумя бензинами составляла более 13 тыс. руб. (например, 21 марта 95-й на бирже стоил 66 421 руб. за тонну, а 92-й — 53 420 руб.). К началу августа этого года разница цен достигла отметки в 18 тыс. рублей на тонну.
Чем отличаются бензины: что такое октановое число простыми словами
Октановое число определяет способность бензина противостоять детонации. Чем больше цифровой индекс у сорта бензина, тем выше его антидетонационная устойчивость.
Опасность детонации в том, что воспламенение топливной смеси происходит раньше момента, когда она должна начать плановое горение от поджига свечой. Возникающие при этом «микровзрывы» разрушительно влияют на детали двигателя. При этом использовать в двигателе, который создан для работы на 92-м бензине, более высокооктановый 95-й допустимо. А вот поступать наоборот — нет. Иначе можно довольно быстро «убить» мотор.
Есть два метода повышения октанового числа бензина. Первый — и гораздо более дорогой — изначально производить 95-й бензин. Второй и более распространенный вариант — это делать 95-й из стандартного 92-го бензина путем добавления присадок.
Есть альтернатива
Именно из-за проблем с высокооктановыми присадками в России 95-й или 98-й бензины на бирже стоят настолько дороже по сравнению с 92-м. В настоящий момент фактически единственной добавкой для повышения октанового числа в России является метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), который выпускают лишь несколько компаний в стране. И являясь фактически монополистами на рынке эти производители в последние годы серьезно увеличили цены.
При этом существуют и другие присадки, которые позволяют увеличивать октановое число бензина: ароматические углеводороды (толуол и кумол), биоэтанол и ароматические амины или N-метиланилин. Причем, именно последний считается наиболее эффективным и дешевым способом повышения октанового числа. Если с присадкой МТБЭ повышения октанового числа с 92 до 95 обходится в сумму около 2,3 тыс. руб. на 1 тонну, то в случае с N-метиланилином речь идет о 600-650 руб.
Однако в России использование N-метиланилина запрещено с 2016 года по решению Минэнерго. Причинами запрета назывались высокая токсичность N-метиланилина и повышение концентрации оксида азота в выхлопе.
Важен процент
Производители N-метиланилина не спорят с тем, что эта присадка является токсичной. Однако это слово можно применить ко всем веществам, которые используются при производстве бензина. К тому же важно учитывать, что в чистом виде N-метиланилин не применяется. Если доля в бензине составляет лишь… около 1%.
Есть и еще один нюанс. При 1% концентрации N-метиланилина в бензине действительно фиксируется незначительное увеличение содержания оксидов азота в выхлопных газах (из-за наличия в N-метиланилине атома азота). Однако и тут есть важные нюансы. Оказывается, все зависит то того, где брать замеры. Если до нейтрализатора отработавших газов, который есть на всех современных машинах, то оксидов азота действительно немного больше. Но стоит делать замеры после нейтрализатора (то есть измерять выхлоп, который на самом деле выбрасывает автомобиль в окружающую среду), то никакой разницы нет!
Лекарство для бензина
Интересно, что еще несколько лет назад РГУ нефти и газа им И.М.Губкина и ООО «Центр мониторинга новых технологий» (ЦМНТ) уже предлагали правительству внести изменения в Технический регламент Таможенного союза и допустить при производстве бензина класса «Евро-5» N-метиланилина.
«N-метиланилин не был включен в составе бензина экологического класса К5 под давлением производителей других добавок. Но после его запрета несколько ведущих организаций (ФГУП «НАМИ», РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Shell, BASF и др.) провели испытания автомобильных бензинов с N-метиланилином на различных современных двигателях, а также токсикологические исследования бензина с N-метиланилина, которые продемонстрировали возможность использования таких бензинов без какого-либо негативного воздействия на технику, экологию и здоровье человека. В настоящее время имеется все необходимые данные для внесения изменения в Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 в части разрешения применения до 1,0% N-метиланилина в бензине экологического класса К5», — пояснил Autonews.ru профессор Губкинского университета, доктор технических наук Михаил Ершов.
Называется и еще одна проблема N-метиланилина: при повышенных концентрациях этого вещества вырастает количество смол в бензине, что приводит к появлению дополнительных отложений в топливной системе. «Это правда. Но и тут есть важный нюанс — смолы не откладывается, если содержание N-метиланилина не превышает 1%. N-метиланилин можно сравнить с лекарством — при передозировке он способен наносить вред. Но если дозировка правильная, то он помогает. Могу отметить, что N-метиланилин разрешен во многих странах мира, в том числе и в соседнем с нами Казахстане», — добавил Михаил Ершов.
Цены могут пойти вниз
По оценкам экспертов, если N-метиланилин будет разрешен для производства топлива, то это позволит в кратчайшие сроки решить проблему с нехваткой 95-го бензина. Кроме того, появление новой присадки создаст здоровую конкуренцию среди производителей присадок для бензина, что должно привести к снижению цен. В том числе и для покупателей.
Также важно отметить, что в России есть собственные мощности для производства N-метиланилина, здесь мы не зависим от других стран. И если разрешить использование этой присадки, то можно будет быстро нарастить выпуск 95-го бензина на 3 млн тонн. А при планируемом увеличении производства N-метиланилина речь будет идти уже о 7 млн тонн бензина.
А это позволит не только полностью решить все существующие проблемы с нехваткой столь востребованного топлива в России, но и возобновить его экспорт в другие страны.