Представители компаний, занимающихся противоугонными системами, рассказали порталу Autonews.ru о возможности угона машин со смарт-ключами по VIN-номеру. Эта схема не является радикально новой, но она стала особенно актуальна после ухода европейских автопроизводителей из России. Если раньше изготовлением дубликатов ключей занимались официальные представители брендов, то теперь — всевозможные посредники. Через них оригинальные ключи от чужих машин может получить практически каждый.
Как возникла проблема
После ухода сертифицированных дилеров европейских марок из России у автовладельцев стали возникать сложности с изготовлением дубликатов ключей при их утере. Чтобы сделать новый ключ и «пришить» его к современному автомобилю, требуется доступ к фирменному программному обеспечению производителя. С трудностями столкнулись как обладатели премиальных немецких машин (Mercedes-Benz, BMW, Audi), так и хозяева автомобилей среднего класса вроде Volkswagen и Skoda. Ушедшие автоконцерны закрыли доступ к своему ПО для российских пользователей.
Фирменный софт производителей находился за пределами России, поэтому сервисам по обслуживанию машин стало трудно создавать дубликаты ключей и привязывать их к конкретным машинам. Многие современные модели позволяют сделать это лишь при наличии интернет-связи с серверами брендов.
Решение проблемы с изготовлением новых ключей взамен утраченных в итоге было найдено. На помощь пришли третьи лица, через которых стало можно заказать оригинальные ключи в Армении, США, Турции и других странах. Появились и умельцы, перепрошивающие электронные блоки машин и отключающие иммобилайзеры. Безопасность с точки зрения угонов резко снизилась.
В чем опасность
Прежде российский автовладелец при утрате оригинального ключа обращался к официальному представителю марки. Изготовить новый ключ дилер брался лишь в случае стопроцентного подтверждения права собственности на автомобиль — при предъявлении СТС или выписки с портала госуслуг. Теперь изготовить новый ключ можно и без доказательств права собственности — в прямом смысле на честном слове. По факту все, что для этого нужно, — VIN-номер транспортного средства.
Процесс изготовления выглядит следующим образом:
- Автовладелец ищет соответствующие объявления в интернете.
- Фирма или физическое лицо обещает за определенную плату (обычно от 70 до 150 тыс. руб.) заказать у автопроизводителя новый оригинальный ключ и передать его заказчику.
- Ключ приходит полностью готовым к использованию: в ряде случаев им можно сразу завести машину и уехать на ней; перепрошивка блоков и доступ к базе производителя не требуются.
Заказать новый ключ поставщик услуги нередко соглашается на чистом доверии. Помимо VIN-номера достаточно отправить фотографию или скан СТС и оплатить услугу. Проверить подлинность предоставленных документов у третьих лиц возможности нет. Более того, им это в принципе не интересно. Готовый ключ может оказаться как в руках реальных автовладельцев, так и у обычных угонщиков.
При чем здесь VIN
Ключевую роль в процессе изготовления ключей к автомобилям играет VIN-номер. В уникальном 17-значном коде зашифрована полная информация о конкретной машине — от наименования производителя до даты, места выпуска, цвета и подробной комплектации. VIN является уникальным и не меняется. Последние шесть знаков — это серийный номер автомобиля. По этому коду можно, в том числе, получить сведения о ключах. Им производитель пользуется при выпуске дубликатов.
На современных автомобилях VIN часто указан в специальном окошечке на лобовом стекле, где его легко обнаружить. Прочитав номер, любой человек может обратиться к посредникам с просьбой изготовить новый ключ, предоставив поддельное СТС или войдя в доверие.
Физически закрыв VIN-номер, обезопасить автомобиль от изготовления нового ключа не получится. Это лишь немного усложнит задачу для потенциальных автоугонщиков. Получить сведения об уникальном коде можно, например, за небольшую плату: из отчета, предоставляемого популярными интернет-сервисами по продаже автомобилей. Для этого требуется указать регистрационный номер транспортного средства, который есть у любой машины, стоящей на учете.
Как делают ключи
Смарт-ключи для машин делают сами автопроизводители. Раньше изготовить и запрограммировать их можно было прямо в России, теперь — в стране производства или третьих странах, где есть официальные дилеры. Единственное изменение — это удлинение цепочек поставки и затраченного времени (процедура может растянуться на 3–4 месяца).
Директор по сервису и запасным частям АГ «Авилон» Алексей Шпикалов подтвердил в беседе с Autonews, что по срокам изготовления ключей многое зависит от конкретной модели и года выпуска. В любом случае для изготовления ключа приходится обращаться к автопроизводителю, но не напрямую. Без подключения к базе через фирменное ПО работать они не будут, а привезти в Россию готовые ключи, которые сразу могут открывать и заводить автомобили, невозможно.
Кристоф Лунгвиц, глава глобальной пресс-службы Audi, к которому редакция Autonews обратилась за разъяснением, сообщил в ответном письме, что изготовление нового ключа взамен утерянного или неработоспособного действительно возможно. Для этого нужно обратиться к дилеру и предоставить VIN, удостоверение личности автовладельца и документ о регистрации транспортного средства. Однако в отношении клиентов из России такая возможность закрыта — заказать ключи они не могут из-за введенных санкций.
В глобальной пресс-службе BMW в ответ на запрос пообещали найти спикера и прояснить ситуацию с заказом новых ключей, однако к моменту публикации ответ так и не поступил. Пресс-служба Mercedes на запрос Autonews не отреагировала.