Описание двигателя К4М
Один из самых популярных французских (а впоследствии и российских) моторов начала XXI века появился в 1999 году. Renault K4M представляет собой бензиновый атмосферный 4-цилиндровый двигатель с рядным расположением цилиндров и рабочим объемом 1,6 литра. Мощность в первоначальном исполнении, в зависимости от модификации, составляла 102-105 л.с., а с появлением фазовращателя на впуске возросла до 115 л.с. Крутящий момент, соответственно, варьировался от 145 до 155 Нм. Отметим, что на российском рынке, о котором преимущественно пойдет речь, K4M с фазовращателем был редкостью. Да и в других странах капризную конструкцию признали неудачной и старались по возможности избегать. Экологический класс соответствовал Евро-4 и Евро-5.
Блок цилиндра чугунный, не гильзованный. Головка блока алюминиевая, с двумя распредвалами и 16 клапанами. Есть гидрокомпенсаторы. Поршни алюминиевые. Система питания с распределенным впрыском топлива и индивидуальными катушками зажигания. Привод газораспределительного механизма осуществляется зубчатым ремнем. Рекомендуемый бензин — АИ-95 с возможностью работы на АИ-92 в экстренных случаях. Компоновка двигателя в подкапотном пространстве — только поперечная.
Как видно из описания, не считая фазорегулятора (который был далеко не везде) K4M являет собой очень простую классическую конструкцию, что и определяет отменный ресурс. Разумеется, не обошлось и без недостатков, о которых поговорим далее.
Характеристики двигателя К4М
В нижеследующей таблице приведены подробные технические характеристики мотора.
Объем двигателя, см³ | 1598 |
Мощность, л.с. | 102-115 |
Крутящий момент, Нм | 145-155 |
Степень сжатия | 9,8 |
Блок цилиндров | чугун |
ГБЦ | алюминий |
Диаметр цилиндра, мм | 79,5 |
Ход поршня, мм | 80,5 |
Клапанов на цилиндр | 4 (DOHC) |
Гидрокомпенсаторы | есть |
Привод ГРМ | ремень |
Турбонаддув | нет |
Регулятор фаз газораспределения | есть на некоторых модификациях |
Система питания | распределенный впрыск с электронным управлением |
Топливо | АИ-95, допускается кратковременная работа на АИ-92 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Расположение | поперечное |
Расчетный ресурс работы, тыс. км | 220 |
Экологический класс | Euro-4/5 |
Вес, кг | 116 |
На каких машинах установлен двигатель К4М
Модельная гамма Renault, на которую устанавливался K4M, весьма обширна. Среди них как всем известные Logan, Megane, Clio, Kangoo, Scenic и Laguna, так и более экзотические для России Modus, Twingo и Wind. И конечно, наши соотечественники прекрасно знают героя статьи не только по Logan, но и таким моделям как Duster, Sandero, а также Lada Largus и Nissan Almera. Все эти машины производились на АвтоВАЗе в сотрудничестве с «Рено», а часть силовых агрегатов K4M даже была локализована и некоторое время собиралась на тольяттинском конвейере.
Плюсы двигателя К4М
Как мы уже сказали, простота определяет множество плюсов данного мотора. Перечислим основные преимущества K4M с пояснениями.
- Высокая надежность. Сюда можно отнести как минимум «врожденных болезней» мотора (хотя они есть и будут отмечены далее), так и высокий ресурс до капремонта. Renault K4M — один из немногих двигателей современности, фактический ресурс которого намного превышает заявленный. Так, при формально отведенном сроке эксплуатации в 200 тыс. км., агрегат легко перешагивает отметку 400. А в случае качественного и регулярного обслуживания K4M спокойно наматывает 500 и даже 600 тысяч пробега.
- Мотор лишен бича многих современных моделей — «масложора». Среднестатистический K4M даже с пробегом далеко за сотню не требует доливок масла между плановыми ТО. Разумеется, речь о моторах, владельцы которых не экономят на расходниках и не забывают про своевременное обслуживание.
- Доступность запчастей. Даже сегодня, после завершения выпуска двигателя в России и ухода Renault, найти самые ходовые детали на «логановский шестнадцатиклапанник» можно едва ли не в каждом придорожном автомагазине.
- Ремонтопригодность. Благодаря общей простоте конструкции, ремонт и обслуживание K4M можно проводить при минимальной технической подготовке, в обычном среднестатистическом гараже. «Капиталка» также не представляет большой сложности: цилиндры без проблем растачиваются в ремонтный размер, равно как и находятся соответствующие детали поршневой группы.