Проект по поэтапному увеличению утилизационного сбора на машины не нашел понимания у автодилеров. В ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) подсчитали, что к 2030 году приобрести новую машину смогут 5–7% россиян, а копить на автомобиль придется всю жизнь. Цены на новые машины к обозначенному сроку по сравнению с сегодняшними удвоятся, полагают дилеры.
Что произошло
Пресс-служба РОАД сообщила Autonews.ru, что организация обратилась в Минпромторг и Минфин с просьбой пояснить, кому, каким образом и в каком объеме направляются средства для компенсации утильсбора, который планируется и дальше планомерно увеличивать. В ассоциации опасаются дальнейшего снижения покупательной способности населения и закрытия дилерских центров. Также дилеры попросили власти прояснить порядок, условия и размеры получения компенсации утильсбора для автопроизводителей, которые пока лишь планируют начать выпуск машин на территории России.
В ассоциации РОАД, объединяющей более 1,6 тыс. дилерских центров по всей стране, сейчас нет четкого понимания, каким образом и кому направляются средства, собираемые по утилизационному сбору. В беседе с редакцией Autonews.ru исполнительный директор РОАД Игорь Чикин указал, что размер данного сбора уже превосходит траты на производство автомобиля. По факту речь идет не об утилизации, а о некоем налоге, никоим образом с утилизацией не связанном.
Как увеличение утильсбора скажется на ценах
Предварительные параметры пошагового увеличения утильсбора на автомобили, автобусы и спецтехнику до 2030 года уже известны. В соответствии с планами правительства ежегодно утилизационный сбор будет увеличиваться на 10–20%, а в первый год после принятия предложения он вырастет сразу на 70–85%. Ожидаемый срок нового пересмотра ставки — 1 октября 2024 года. Тогда же цены на автомобили могут значительно увеличиться.
В РОАД заострили внимание на том, что за последние два года автомобили в России удвоились в цене. Учитывая инфляцию и новую индексацию утильсбора, к 2030 году они увеличатся еще в два раза, полагают в организации. Автопроизводителям приходится закладывать дополнительные издержки в стоимость машин. А в конечном счете утилизационный сбор оплачивают покупатели.
На проблему индексации утилизационного сбора указал в июльском отчете глава Комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев. По словам эксперта, скоро в России произойдет сокращение импорта автомобилей.
«Среди факторов, которые будут оказывать существенное влияние на развитие рынка новых автомобилей, следует выделить планируемое существенное поэтапное повышение утилизационного сбора и предстоящую налоговую реформу», — пояснил он.
Глава АЕБ указал на необходимость диалога с представителями индустрии и заявил о вероятности сокращения предложения на рынке и роста цен.
«Влияние этих существенных факторов начнет ощущаться уже в ближайшее время, но полноценно мы сможем оценить его не ранее конца этого — начала следующего года», — уточнил Калицев.
Спрогнозировал рост цен из-за увеличения утильсбора и вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
«Цены действительно сильно увеличатся, потому что утилизационный сбор у нас предполагается повышать системно до 2030 года, а может, и дальше. И цифры, которые обозначены, вселяют уверенность, что импортные автомобили очень сильно подорожают. И абсолютно точно дилерские центры к этому времени будут отмирать», — пояснил в беседе с Autonews.ru эксперт.
Как быть с утильсбором
Вице-президент НАС Шапарин предложил вариант повышения прозрачности утилизационного сбора. По словам эксперта, собираемые средства нужно «окрасить» по аналогии с тем, как это происходит с дорожным налогом или экологическими штрафами и сборами. По его словам, деньги от утильсбора должны не обезличенно поступать в бюджет, а тратиться исключительно на поддержку автомобильной промышленности. Тогда и вопросов у дилеров, по мнению эксперта, возникать не будет.
«Автопром нуждается в серьезном финансировании, но сейчас эти средства идут обезличенными в федеральный бюджет», — напомнил он, добавив, что правительство не сможет ответить на запрос ассоциации РОАД: оно способно отчитаться только за те деньги, которые были целевым образом направлены в рамках системы окрашивания.
Исполнительный директор РОАД Чикин пояснил, что в ассоциации не нашли никаких упоминаний о том, как именно происходит распределение средств от утильсбора. Есть только некие разъяснения Минпромторга. О полном отказе от утильсбора, по словам собеседника, речи не идет. В РОАД лишь пытаются понять, насколько сильно скажется увеличение ставок на стоимости машин и на дилерах.
«Нужно производить и компоненты, и автомобили разных брендов. И конкуренция должна быть. Индустрия комплектующих для сборки гораздо более денежноемкая, чем сама сборка. Мы в принципе не понимаем, что такое утильсбор и как устроен механизм», — добавил Игорь Чикин.
Как утильсбор работает сейчас
Утилизационный сбор в актуальном виде был введен в 2012 году после вступления России в ВТО. Его обязаны платить как отечественные автопроизводители, так и импортеры машин. При этом локальные заводы, в отличие от зарубежных поставщиков, вправе рассчитывать на частичную или полную компенсацию утильсбора в виде промышленных субсидий.
Размер компенсации варьируется в зависимости от уровня локализации выпускаемых машин. Разницу между собранными и компенсированными средствами направляют на программы поддержки автопрома — автокредитование, льготный лизинг и так далее. В 2023 году по утилизационному сбору удалось собрать 659 млрд руб., а в 2024 году планируется увеличить этот показатель до 967 млрд.
В мае 2023 года глава АвтоВАЗа Максим Соколов предложил повысить утильсбор для своих конкурентов. Согласно позиции топ-менеджера, сбор на бюджетные машины иностранного производства должен был вырасти на 70% — до 300 тыс. руб. со 178 тыс. В апреле 2024 года прозвучало новое предложение: по мнению АвтоВАЗа, к 2029 году утильсбор должен повыситься до 1 млн руб. Автогигант считает, что такая политика мотивирует китайские компании локализовать производство в России и создавать партнерские проекты с отечественными брендами.
Autonews.ru направил запросы в Минфин и Минпромторг с просьбой прокомментировать обращение РОАД и прояснить механизмы использования средств по утильсбору.