Согласно подсчетам Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в июле в России продали 138 951 легковых и легких коммерческих автомобилей, из которых всего 15 734 единицы — машины, ввезенные в страну по альтернативным каналам. Долю такой техники в суммарных продажах уже можно считать несущественной. По прогнозам экспертов, она и дальше продолжит снижаться. Председатель Комитета автопроизводителей Алексей Калицев отметил, что российский авторынок вновь стал рынком официальных импортеров и производителей.
Почему снижаются объемы параллельного импорта
С 1 апреля к цене машин, ввезенных по параллельному импорту, приходится прибавлять как минимум 306 тыс. руб. (за автомобиль с мотором до 2,0 л) и от 845 тыс. руб. для автомобилей с более мощным мотором. Прежде «серые» дилеры могли купить автомобиль, ввезенный из Китая или Кореи, у гражданина дружественных стран (к примеру, Киргизии и Казахстана), а затем снова продать его с оформлением на нового собственника. С введением новых правил таможенного оформления сотни тысяч рублей приходится платить в любом случае — эта сумма включается в конечную стоимость реализуемой машины. Это, в свою очередь, снижает маржинальность бизнеса и практически выравнивает стоимость «серых» и «белых» машин на российском авторынке.
Сужению параллельного импорта поспособствовал и введенный с 1 августа 2023 года повышенный утилизационный сбор. Многие модели утратили актуальность с точки зрения параллельных поставок. По словам блогера и автоэксперта Елены Лисовской, к цене машин вроде Kia Sportage, K5, Hyundai Santa Fe, Mitsubishi Expander и Expander Cross пришлось прибавлять сразу 845 тыс. руб. из-за «невыгодного» объема мотора.
С 29 октября 2023 года изменились правила уплаты утилизационного сбора на автомобили. Тогда вступило в силу постановление правительства от 17.10.2023 № 1722 «О внесении изменений в постановление правительства от 26 декабря 2023 г. № 1291». Документ конкретизирует условия, которые должны соблюдаться в отношении транспортных средств, ввозимых физическим лицом для личного пользования. Льготы для частных лиц в отношении автомобилей с объемом двигателя до 3,0 л с уплатой минимального платежа в размере 3,4 тыс. руб. сохранились лишь в случае неперепродажи машины ранее чем через 12 месяцев после ввоза.
С 1 августа 2023 года ставки утильсбора для импортных машин существенно выросли. За каждый автомобиль с объемом двигателя от 2,0 до 3,0 литров при ввозе оформителю приходится платить 844 тыс. руб., за транспортное средство с мотором объемом от 3 до 3,5 литра — 970 тыс. руб., более 3,5 литра — 1,25 млн руб.
Можно ли сэкономить
С введением новых правил начисления таможенных сборов и повышением утилизационного сбора цены на официальные автомобили и экземпляры, попавшие в страну в рамках параллельного импорта, начали выравниваться. Наиболее показательными в этом плане являются машины премиальной китайской марки Voyah. Купить гибриды и электрокары данного бренда сегодня можно как у официальных дилеров, так и у «серых» поставщиков, но цена разнится уже далеко не так сильно, как ранее.
Прежде разница в цене на официальные и неофициальные Voyah в ряде случаев превышала 4 млн руб. К примеру, по параллельному импорту модель Voyah Free предлагали за 4,4 млн руб. Дилеры же предлагали автомобили минимум за 7,8 млн руб. — с учетом скидок для важных клиентов.
Теперь о миллионах приходится говорить только в случаях с топовыми моделями. По кроссоверам Voyah цены отличаются на сотни тысяч. Но экономия по факту может оказаться мнимой. Редакция Autonews.ru изучила предложения у официальных и неофициальных дилеров и пришла к интересным выводам.
Модель | Цена у офиц. дилера, руб. | Цена у «серого» дилера, руб. | Разница, руб. |
Voyah Free EVR | 5 500 000 | 4 900 000 — 5 350 000 | 150 000 — 600 000 |
Voyah Dream PHEV | 10 290 000 | 6 466 000 — 7 614 000 | 2 676 000 — 3 834 000 |
Voyah Passion | 8 490 000 | 5 200 000 — 6 100 000 | 2 390 000 — 3 290 000 |
Voyah Passion Long Range | 9 790 000 | 6 990 000 | 2 800 000 |
M-Hero |
15 990 000 |
12 900 000 | 3 090 000 |
Покупая автомобиль марки Voyah у официальных дилеров, клиенты вправе рассчитывать на гарантию в 100 000 км или 5 лет (в зависимости от того, что наступит раньше). Кроме того, такая сделка гарантирует, что автомобиль прошел таможенное оформление и что утилизационный сбор действительно уплачен.
«Серые» импортеры, в том числе торгующие через неавторизованный салон, гарантии на машину не предоставляют. Вернее, она идет как отдельный страховой продукт, за который нужно платить. К примеру, в компании E.N.Cars, куда мы обратились под видом покупателя, речь идет о сумме от 50 тыс. руб. до 3% от цены автомобиля на год (а это в ряде случаев — уже сотни тысяч). Не стоит забывать и о том, что при покупке машины на юрлицо приходится доплачивать к цене еще и НДС в размере 20% (для сравнения, у официалов НДС уже включен). При поставке свежих машин под заказ возникают дополнительные риски, связанные с транспортировкой и сроками ожидания. При этом размер предоплаты начинается от 50% конечной цены.