Для начала стоит пояснить, что такое вообще адсорбция. Самая распространенная ошибка в разговорах про обсуждаемую деталь заключается в произношении: часто говорят «абсорбер». Это неверно, и вот почему.
Абсорбция — это когда одно вещество поглощается (впитывается) другим. Как правило, абсорбентом — то есть, впитывающим веществом — является жидкость, а сам процесс чаще всего нужен для разделения или очистки газов. Пример: газовая смесь, состоящая из компонентов «А» и «Б» должна быть разделена. Ее пускают через жидкостный абсорбер, где происходит химическая реакция. В результате которой компонент «А» остается в абсорбенте (жидкости), а компонент «Б» выходит в чистом виде.
Адсорбция — тоже процесс разделения химического соединения. Но «лишний» компонент входящей смеси не растворяется в жидкости, а оседает на поверхности твердого сорбента-наполнителя.
Что такое адсорбер и для чего он нужен
Автомобильный адсорбер — это деталь для накопления насыщенных паров бензина из бака, с целью недопущения попадания их в атмосферу. Служит исключительно экологическим целям. В обязательном порядке устанавливается на все бензиновые автомобили с экологическим классом «Евро-2» и выше.
Устройство адсорбера
Деталь представляет собой герметичный пластиковый бочонок (или короб) с находящимися внутри гранулами активированного угля — собственно, сорбентом. К бочонку подведена воздушная магистраль от бензобака, по которой поступают бензиновые испарения.
Увеличение давления паров происходит в процессе нагрева бензина и самого бака. Даже после остановки двигателя процесс какое-то время продолжается. Поэтому адсорбер необходим, прежде всего, для улавливания паров на стоянке.
От корпуса отходит магистраль к впускному трубопроводу двигателя. Также есть магистраль сообщения адсорбера с внешней средой. В нескольких местах вышеназванных каналов устанавливаются клапаны, обеспечивающие движение газов только в одном направлении. Общий вид типичного адсорбера приведен ниже.
Принцип работы адсорбера
Как было сказано выше, задача адсорбера — недопущение выхода паров бензина из бака в атмосферу. В общем случае процесс работы всей системы (она называется системой вентиляции бензобака) выглядит следующим образом.
- В процессе расширения паров в баке они поступают к адсорберу. После чего, взаимодействуя с гранулами активированного угля, оседают на их поверхности — адсорбируются. Фактически уголь исполняет роль своеобразного «магнита» для бензиновых паров, дабы накапливать их внутри корпуса.
- При заведенном двигателе и достижении заданных параметров (прогрев, положение дроссельной заслонки и т.д.) включается режим продувки адсорбера. В этот момент открывается электромагнитный клапан N80 — и накопленные бензиновые пары уходят во впускной коллектор. Соответственно, уголь очищается, после чего адсорбер снова готов накапливать пары.
Признаки неисправности адсорбера
Несмотря на чисто экологическую причину нахождения в системе вентиляции, адсорбер способен ощутимо влиять на работу двигателя. Дело в том, что все современные системы управления ведут расчет топливовоздушной смеси с учетом подмешивания паров из адсорбера в момент его продувки. Если же паров не поступает в должном объеме, начинаются перебои. Типичные признаки забитого адсорбера, а также выхода из строя иных компонентов системы, будут следующими.
- Затрудненный запуск двигателя после долгого простоя. Если наполнитель из активированного угля слежался в единую массу, это препятствует свободному прохождению газов через адсорбер. В результате давление повышается, а в топливопроводах возникают воздушные пробки. Из-за чего топливо хуже поступает к двигателю.
- Плавающие холостые обороты и рывки при разгоне. В крайних случаях возможна даже остановка двигателя. Причина все так же: затрудненное прохождения топлива ввиду высокого давления в баке.
На крайний случай, чтобы избежать разрыва контура, в системе вентиляции есть предохранительный клапан. Но порог его срабатывания всегда ниже, чем порог возникновения симптомов неисправности.
- Характерное шипение выходящих паров при откручивании пробки бензобака.
- Запах бензина, когда срабатывает предохранительный клапан.
- «Check engine» на приборной панели.
Как проверить адсорбер
Чаще всего проблемы доставляют не механические клапаны (хотя и это случается), а электронно-управляемый клапан N80. Как мы выяснили, именно он, открываясь по команде блока управления, вентилирует адсорбер и выпускает накопившиеся там пары бензина в коллектор. Соответственно, если он «залипает», то выход из адсорбера либо всегда закрыт, либо всегда открыт.