Что такое аквапланирование
Аквапланирование – это потеря контакта покрышки с дорожным полотном ввиду наезда на слой воды. Возникает при стечении ряда обстоятельств, главным из которых является скорость. При быстром наезде на лужу (например, на трассе), вода не успевает уйти по водоотводным канавкам в протекторе, и покрышка движется по слою воды, «планируя» над асфальтом. Очевидно, что при этом контакт с дорогой исчезает, а управление автомобилем фактически теряется.
С точки зрения академических формулировок эффект возникает из-за формирования колесом гидродинамического клина. Перед покрышкой образуется буртик из воды, на который в итоге колесо фактически заезжает как на горку, теряя связь с поверхностью дороги. Суть этого явления продемонстрирована на иллюстрации ниже.
Признаки аквапланирования
- Слабая и неточная реакция машины на управляющие действия. При полном «взлете» над дорогой контролировать автомобиль почти невозможно. При этом руль становится неестественно легким.
- Возможно возникновение вибраций, когда протектор то всплывает, то снова обретает контакт с асфальтом.
Стоит отметить, что, несмотря на вполне четко описанные «симптомы», в подавляющем большинстве случаев эффект аквапланирования возникает на несколько секунд, или даже долей секунд. Чаще всего неопытный водитель даже не успевает понять, что произошло, и как надо было действовать в сложившейся ситуации. Подробнее об этом будет сказано далее.
Факторы, влияющие на возникновение аквапланирования
- Скорость. Как мы отметили выше, это является решающим условием для формирования эффекта.
- Износ шин. Второй по порядку, но не по значимости фактор. Остаточная глубина протектора важна для противостояния аквапланированию в неменьшей степени, чем скорость движения. Новая покрышка «взлетит» над лужей при значительно большей скорости, чем старая лысая резина.
- Рисунок протектора. Форма и количество водоотводных канавок прямо влияет на риск возникновения аквапланирования. Некоторые производители в отдельных моделях своих шин специально акцентируют внимание на выраженные дождевые свойства резины.
- Толщина и площадь водяного слоя на асфальте. Конечно, при едва различимой влажности полотна аквапланирования не возникнет. В отличие от хорошей объемной лужи на каком-нибудь широком скоростном шоссе.
Что делать при аквапланировании
Исходя из сказанного выше, становится понятно, что первым делом необходимо снизить скорость. Причем если ситуация более-менее контролируема (машина движется прямо, а препятствий впереди нет), лучше просто плавно отпустить газ.
Долго двигаться накатом на подушке гидродинамического клина автомобиль не сможет, даже если скорость велика. А вот резкое нажатие на тормоз, несмотря на наличие ABS и ESP, не гарантирует сохранение контроля. То есть, когда машина уже «взлетела», попытка резко замедлиться чревата потерей управления и заносом.
Как избежать аквапланирования
Перечисленные далее рекомендации помогут снизить вероятность аквапланирования. Все они являются логическим продолжением описанных ранее факторов возникновения этого крайне опасного явления.
- Выбирать скорость следует исходя из дорожных условий. Правило донельзя банально, но все так же очевидно: чем ниже скорость – тем меньше рисков «словить» аквапланирование. Да и вообще любую критическую ситуацию.
- Следить за состоянием протектора. Как этот параметр влияет на эффективность сцепления с дорогой, мы подробно обсуждали в отдельной статье. Напомним лишь, что согласно Правилам, для легковых автомобилей остаточная высота должна составлять не менее 1,6 мм. И конечно, руководствоваться следует, прежде всего, здравым смыслом, не доводя износ до абсолютного минимума.
- Обращать внимание на модель приобретаемой резины. Так, если автомобиль эксплуатируется преимущественно в регионе с частыми дождями, имеет смысл озаботиться выбором резины с выраженным дождевым рисунком.
- Заранее прогнозировать дорожную обстановку. Например, если на скорости под сотню на горизонте появилась большая лужа, не стоит оттормаживаться прямо перед ней. Разумно замедлиться заранее и пройти опасный отрезок медленно, не создавая аварийную ситуацию для себя и других участников.