Тахометр — это прибор для отображения оборотов коленчатого вала двигателя. Значения измеряются в оборотах в минуту: об/мин или RPM (revolutions per minute). Аналогично спидометру, классический тахометр представляет собой циферблат со стрелкой. Но, в отличие от «соседа», его шкала разлинована не в абсолютных значениях, а в числах, поделенных на 100 или 1000. Это всегда указано на самой шкале. Например: если обозначено «RPMх1000», то значение «2» будет соответствовать 2000 оборотов в минуту.
Строго говоря, тахометром является сам датчик измерения оборотов вала, а не индикатор на приборной панели. Но тонкости терминологии опустим — всем понятно, что в обсуждениях подразумевается именно второе.
Для чего нужен тахометр
Прибор является контрольно-измерительным и служит как для облегчения работы водителя (в случае механической КПП), так и для диагностики работы двигателя. В первом случае тахометр подсказывает оптимальный момент переключения скоростей. Это может быть полезно как для неопытных рядовых автовладельцев, так и для профессиональных, особенно в спорте. Где эффективность прохождения дистанции напрямую зависит от своевременной смены передач.
Что касается диагностики, то и здесь тахометр незаменим. Так, по поведению стрелки можно точно понять, при каких условиях работы происходит сбой, насколько стабилен холостой ход или как быстро и до какого уровня снижаются прогревочные обороты. Помогает прибор и в процессе осуществления многих диагностических операций. Например, с помощью его показаний можно стабильно удерживать нужные обороты для замера давления масла.
Принцип работы тахометра
Разумеется, за годы эволюции прибор прошел большой путь — от чисто механических устройств до современных вариаций, некоторые из которых способны работать вовсе без проводов. Говоря про современные автомобильные тахометры, можно выделить несколько основных схем, разделяя их по принципу получения данных.
- От импульсов генератора. Система ориентируется на частоту сигналов от бортовой «электростанции». При этом важно, чтобы генератор стоял «родной» — аналог от другой машины может давать некорректные показания.
- От системы зажигания. Здесь регистрируется количество вспышек в цилиндрах. Например, в классическом 4-цилиндровом моторе за один оборот коленвала происходит два импульса искрообразования. Соответственно, эти два импульса электроника считает как один оборот.
- От датчика положения коленвала (ДПКВ). Вариант подсчета, где соотносить что-либо уже не надо: считаются непосредственно обороты.
- От топливного насоса высокого давления (ТНВД) на дизеле.
Следует отметить, что тахометры даже на схожих двигателях, как правило, невзаимозаменяемы. Каждая система рассчитана строго на свое количество оборотов генератора, размер маховика и прочие параметры, задающие алгоритм подсчета.
Виды тахометра
Говоря о визуальном способе отображения информации, тахометры можно разделить на два основных вида.
- Аналоговые
Всем хорошо знакомый циферблат с разлиновкой шкалы, значениями оборотов и стрелкой.
- Цифровые
В современных LCD-панелях тахометр может иметь вид как классического круглого циферблата, так и принимать совершенно разные формы отображения. Здесь все зависит от стоимости автомобиля (т.е. возможностей приборной панели) и фантазии производителя.
Отдельную «касту» составляют тюнинговые спортивные тахометры. Отличаться от заводских решений они могут как видом, так и функционалом. Помимо безграничного внешнего разнообразия — тип отображения, размеры, дизайн корпуса, подсветка и т.д. — могут быть и «полезные» особенности. Например, спортивный тахометр часто оснащен светодиодным индикатором — так называемой «вспышкой», сигнализирующей о необходимости переключения на передачу выше. Такая подсказка позволяет пилоту регистрировать нужный момент периферическим зрением, не отвлекаясь на показания прибора.