branding imagebranding image
РБК АВТО
Конспекты Михаил Овсянников
Подписаться на Telegram-канал

Какие диски лучше: кованые или литые и в чем разница

Многие автомобили сегодня прямо с завода комплектуются легкосплавными колесными дисками. Они различаются не только дизайном, но также технологиями изготовления и потребительскими качествами. Что стоит об этом знать?
Фото: SSKH-Pictures / Shutterstock / FOTODOM
Фото: SSKH-Pictures / Shutterstock / FOTODOM

Колесные диски автомобилей различаются не только размерами, но и технологией изготовления. Самые дешевые — штампованные из стали. Они же самые тяжелые, что отрицательно сказывается на плавности хода. С этой точки зрения предпочтительнее кованые или литые легкосплавные диски, которые к тому же смотрятся более выигрышно. Материалом для тех и других служит сплав алюминия (его доля примерно 90%) с другими металлами, такими как кремний, марганец, медь, титан. В автоспорте используются еще более легкие — и гораздо более дорогие — магниевые диски.

Особенности кованых дисков

Кованые колесные диски — это диски, исходным элементом которых служит цилиндрическая отливка из алюминиевого сплава.

Как изготавливаются

Стадии изготовления кованых колесных дисков следующие:

  1. Заливка разогретого до жидкого состояния алюминиевого сплава в формы;
  2. Разделка исходных цилиндрических отливок на болванки разной длины;
  3. Разогрев полученных болванок;
  4. Превращение разогретых болванок в «блинчики» с помощью пресса;
  5. Разогрев «блинчиков» и их превращение в «кастрюли» с помощью предварительной штамповки, которая существенно повышает прочность кристаллической решетки металла;
  6. Разогрев «кастрюль» и их формовка прессом с окончательным штампом;
  7. Закалка (нагрев и быстрое охлаждение) полученной детали для увеличения прочности;
  8. Разогрев детали и медленное охлаждение для снятия внутренних механических напряжений в металле;
  9. Контроль качества;
  10. Удаление припусков металла;
  11. Высверливание отверстий для крепежа и ниппеля;
  12. Окончательное формирование диска методом фрезеровки;
  13. Удаление острых кромок с помощью слесарной обработки или более сложная полировка;
  14. Окончательный контроль геометрических размеров и биения обода;
  15. Покраска.

Фото: Dmitriy Sinchenko / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Dmitriy Sinchenko / Shutterstock / FOTODOM

Плюсы

Сложная технология изготовления кованых колесных дисков обеспечивает им:

  1. Высокую прочность благодаря удалению пузырьков воздухов из сплава в процессе формовки под прессом;
  2. Выигрыш в весе на 15–20% по сравнению с литыми дисками за счет меньшей толщины металла с большей прочностью;
  3. Пластичность, что позволяет выправить деформированные кованые диски, тогда как литые при ударных нагрузках нередко разрушаются;
  4. Высокая стойкость к коррозии.

Есть и «оборотная сторона медали»:

Минусы

  1. Более высокая — в среднем на 20% — стоимость в сравнении с литыми дисками;
  2. Менее разнообразный, чем у литых дисков, модельный ряд из-за особенностей технологического процесса.

Особенности литых дисков

Литые колесные диски — это диски, которые производятся с использованием значительно более простой и дешевой, чем ковка, технологии литья в готовую форму.

Как изготавливаются

Стадии изготовления кованых колесных дисков следующие:

  1. Заливка разогретого до жидкого состояния алюминиевого сплава в специальную форму;
  2. Воздействие на затвердевшую заготовку высокими температурами для увеличения прочности и улучшения механических свойств;
  3. Финальная обработка поверхностей на высокоточных станках;
  4. Сверловка отверстий для крепежа и ниппеля;
  5. Шлифовка;
  6. Покраска или нанесение хрома.

Фото: Natalia Kokhanova / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Natalia Kokhanova / Shutterstock / FOTODOM

Плюсы

Простота технологии литья обеспечивает таким дискам:

  1. Невысокую относительно кованых колесных дисков стоимость;
  2. Большее разнообразие дизайна с возможностью получения усложненных форм, таких как тонкие спицы.

Но простота технологии имеет и оборотную сторону:

Минусы

  1. Меньшая, чем у кованых дисков, прочность, и, в частности, стойкость к ударным нагрузкам из-за остающихся внутри металла пузырьков воздуха;
  2. Большая, чем у кованых дисков, масса, что несколько снижает плавность хода;
  3. Низкая ремонтопригодность.

Как отличить литые диски от кованых

Отличить кованые колесные диски от литых, ориентируясь только на сложность дизайна, не всегда возможно. Но существуют и другие способы проверки:

  1. При одинаковых размерах и сходстве дизайна кованые диски существенно (на несколько килограммов) легче. Такую разницу сложно не почувствовать;
  2. Кромки у кованых дисков часто более гладкие;
  3. Кованые диски маркируются методом вдавливания, тогда как символы на «литье» выпуклые;
  4. В маркировке кованых дисков присутствует слово Forged, что, собственно, и означает на английском «кованый».

Фото: Roman Zaiets / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Roman Zaiets / Shutterstock / FOTODOM

Какие диски лучше: литые или кованые

При прочих равных кованые колесные диски, обладающие лучшими потребительскими качествами, — более предпочтительный вариант. На другой чаше весов — заметно «утяжеленная» цена таких дисков. Литые диски во всех отношениях — золотая середина между дорогими коваными и бюджетными штампованными.

Читайте также: