Колесные диски автомобилей различаются не только размерами, но и технологией изготовления. Самые дешевые — штампованные из стали. Они же самые тяжелые, что отрицательно сказывается на плавности хода. С этой точки зрения предпочтительнее кованые или литые легкосплавные диски, которые к тому же смотрятся более выигрышно. Материалом для тех и других служит сплав алюминия (его доля примерно 90%) с другими металлами, такими как кремний, марганец, медь, титан. В автоспорте используются еще более легкие — и гораздо более дорогие — магниевые диски.
Особенности кованых дисков
Кованые колесные диски — это диски, исходным элементом которых служит цилиндрическая отливка из алюминиевого сплава.
Как изготавливаются
Стадии изготовления кованых колесных дисков следующие:
- Заливка разогретого до жидкого состояния алюминиевого сплава в формы;
- Разделка исходных цилиндрических отливок на болванки разной длины;
- Разогрев полученных болванок;
- Превращение разогретых болванок в «блинчики» с помощью пресса;
- Разогрев «блинчиков» и их превращение в «кастрюли» с помощью предварительной штамповки, которая существенно повышает прочность кристаллической решетки металла;
- Разогрев «кастрюль» и их формовка прессом с окончательным штампом;
- Закалка (нагрев и быстрое охлаждение) полученной детали для увеличения прочности;
- Разогрев детали и медленное охлаждение для снятия внутренних механических напряжений в металле;
- Контроль качества;
- Удаление припусков металла;
- Высверливание отверстий для крепежа и ниппеля;
- Окончательное формирование диска методом фрезеровки;
- Удаление острых кромок с помощью слесарной обработки или более сложная полировка;
- Окончательный контроль геометрических размеров и биения обода;
- Покраска.
Плюсы
Сложная технология изготовления кованых колесных дисков обеспечивает им:
- Высокую прочность благодаря удалению пузырьков воздухов из сплава в процессе формовки под прессом;
- Выигрыш в весе на 15–20% по сравнению с литыми дисками за счет меньшей толщины металла с большей прочностью;
- Пластичность, что позволяет выправить деформированные кованые диски, тогда как литые при ударных нагрузках нередко разрушаются;
- Высокая стойкость к коррозии.
Есть и «оборотная сторона медали»:
Минусы
- Более высокая — в среднем на 20% — стоимость в сравнении с литыми дисками;
- Менее разнообразный, чем у литых дисков, модельный ряд из-за особенностей технологического процесса.
Особенности литых дисков
Литые колесные диски — это диски, которые производятся с использованием значительно более простой и дешевой, чем ковка, технологии литья в готовую форму.
Как изготавливаются
Стадии изготовления кованых колесных дисков следующие:
- Заливка разогретого до жидкого состояния алюминиевого сплава в специальную форму;
- Воздействие на затвердевшую заготовку высокими температурами для увеличения прочности и улучшения механических свойств;
- Финальная обработка поверхностей на высокоточных станках;
- Сверловка отверстий для крепежа и ниппеля;
- Шлифовка;
- Покраска или нанесение хрома.
Плюсы
Простота технологии литья обеспечивает таким дискам:
- Невысокую относительно кованых колесных дисков стоимость;
- Большее разнообразие дизайна с возможностью получения усложненных форм, таких как тонкие спицы.
Но простота технологии имеет и оборотную сторону:
Минусы
- Меньшая, чем у кованых дисков, прочность, и, в частности, стойкость к ударным нагрузкам из-за остающихся внутри металла пузырьков воздуха;
- Большая, чем у кованых дисков, масса, что несколько снижает плавность хода;
- Низкая ремонтопригодность.
Как отличить литые диски от кованых
Отличить кованые колесные диски от литых, ориентируясь только на сложность дизайна, не всегда возможно. Но существуют и другие способы проверки:
- При одинаковых размерах и сходстве дизайна кованые диски существенно (на несколько килограммов) легче. Такую разницу сложно не почувствовать;
- Кромки у кованых дисков часто более гладкие;
- Кованые диски маркируются методом вдавливания, тогда как символы на «литье» выпуклые;
- В маркировке кованых дисков присутствует слово Forged, что, собственно, и означает на английском «кованый».