История первого мотоцикла
Первый в мире мотоцикл — это Daimler Petroleum Reitwagen («керосиновая повозка для верховой езды Даймлера» в переводе с немецкого), на который инженер Готтлиб Даймлер 29 августа 1885 года оформил патент DRP № 36-423, описывающий «транспортное средство с газовым или нефтяным двигателем».
Строго говоря, Готтлиб Даймлер и его помощник Вильгельм Майбах не собирались становиться «отцами мотоцикла». Им нужен был всего лишь легкий мобильный стенд для испытания второго образца бензинового двигателя внутреннего сгорания (запатентован 3 апреля 1885 года), который изначально разрабатывался для установки на более габаритный экипаж, прообраз автомобиля. Проблема заключалась в том, что одноцилиндровый мотор, за свою форму получивший прозвище «дедушкины напольные часы», на момент создания не имел достаточной мощности, чтобы справиться со своей главной задачей. Потребовалось промежуточное решение, которым и стал Reitwagen.
Его первые испытания провел Пауль, 17-летний сын Готтлиба Даймлера, 18 ноября 1885 года преодолевший несколько километров между Канштаттом, где располагались опытные мастерские Даймлера и Майбаха, и Унтертюркхаймом. Тест-драйв мог закончиться печально: из-за специфической системы воспламенения рабочей смеси, о чем речь впереди, седло Reitwagen, которое находилось прямо над этим устройством, перегревалось и в конце концов даже загорелось.
Позже машину опробовал Вильгельм Майбах. Его вердикт по возвращению был следующим: «Это костедробилка». Странно было бы ожидать иного от Reitwagen, лишенного какой-либо амортизации основных деревянных колес с металлическими ободьями. Но свою миссию испытательного стенда «первый мотоцикл» выполнил, открыв дорогу к созданию Даймлером и Майбахом уже в 1886 году первого четырехколесного самодвижущегося экипажа (представленный годом ранее Карлом Бенцем ходовой образец Patent-Motorwagen, считающийся первым автомобилем в мире, был трициклом).
Собственно, после этого «дитя» оказалось не нужно своим «родителям», и Reitwagen пылился на задворках предприятия в Канштатте, пока не сгорел вместе с ним в 1903 году. Сегодня имеется с десяток ходовых копий Reitwagen, построенных к столетию машины и отличающихся друг от друга как габаритами, так и конструкцией, поскольку исходником служили разные варианты мотоцикла, чья конструкция успела претерпеть определенные изменения. После создания Reitwagen ни Готтлиб Даймлер, ни Вильгельм Майбах никогда больше не возвращались к проектированию мотоциклов.
Но уже в 1894 году немецкая компания Hildebrand & Wolfmüller — первой в мире — начала серийное производство мотоциклов собственной конструкции. Четырьмя годами позже в Англии тем же занялась компания Triumph, еще через год выпуск моторизованной двухколесной техники освоила французская Peugeot, а в 1903 году на свет появился первый Harley-Davidson. Но это уже другая история.
Претенденты на звание первого мотоцикла
Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах стали «отцами» первого в мире мотоцикла поневоле. Да и первенство Reitwagen достаточно условное. По большому счету, эта машина не являлась мотоциклом, поскольку не могла крениться и управляться с помощью наклона седока. Этому препятствовали обеспечивавшие устойчивость дополнительные небольшие колеса по бокам от заднего основного. Так что еще одно название немецкой «повозки для верховой езды», Einspur (одноколейный, нем.), корректным не назовешь.
Сторонники «немецкой теории» изобретения мотоцикла ссылаются на определения, которые содержатся в… Оксфордском словаре английского языка и энциклопедии «Британника». Там мотоциклом именуется двух- или трехколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, использующим в качестве топлива нефтепродукты. Но, как видим, Reitwagen не был в полном смысле этого слова двух- и даже трехколесной машиной, а во-вторых, следуя такой логике, придется отказать в праве именоваться мотоциклами новейшим электрическим моделям.
Если же под мотоциклом понимать велосипед, снабженный любым двигателем, то на права «отцовства» могут вполне обоснованно претендовать:
1. Французская компания Michaux-Perraux, создавшая в 1867 году заднеприводный «велосипед с паровым двигателем». В качестве носителя последнего использовался серийный велосипед с металлической рамой, который с 1863-го выпускался заводом Пьера Мишо тиражом более 400 экземпляров в год. Компактный одноцилиндровый двигатель конструкции Луи-Гийома Перро, работавший на парах спирта, оказался достаточно мощным, чтобы в версии 1884 года разгонять уже переднеприводный трицикл почти до 30 км/ч, а запас хода машины составлял, в зависимости от условий, примерно от 50 до 90 км. Перро запатентовал первый образец своего «парового велосипеда» 26 декабря 1869 года.
2. Американец Сильвестр Ховард Ропер своих изобретений не патентовал, но известно, что примерно одновременно с компанией Michaux-Perraux он представил свой «паровой велосипед». В 1884 году его вторая версия получила одноцилиндровый двигатель мощностью порядка 3 л. с.
3. Впервые бензиновый двигатель внутреннего сгорания установил на трицикл в 1884 году итальянский ученый и инженер Энрико Цзено Бернарди. Изначально
121,6-кубовый одноцилиндровый моторчик он спроектировал для швейной машинки своей дочери Пиа, в честь которой назвал и то, что некоторые считают и первым мотоциклом, и первым автомобилем в мире.
Однако лавры изобретателей мотоцикла принято отдавать Готтлибу Даймлеру и Вильгельму Майбаху. Почему? На этот вопрос в подобных случаях принято отвечать фразой «Так исторически сложилось». Можно вспомнить и слова Виктора Гюго: «В мире нет ничего сильнее идеи, время которой пришло». Это в полной мере относится и к истории изобретения мотоцикла.