В России уже нынешней осенью могут серьезно вырасти цены на новые автомобили. На этот тренд будут существенно влиять сразу несколько факторов: возможное повышение утилизационного сбора, уровень инфляции, рост ключевой ставки и колебания курсов валют.
Autonews.ru обратился к экспертам и дилерам, чтобы узнать, как поменяется стоимость машин осенью, каких моделей это коснется и что происходит в автосалонах прямо сейчас.
«Цены вырастут на треть»
По прогнозу вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, цены на новые машины в России этой осенью снова пойдут вверх. Как заявил эксперт, главным драйвером тут станет утилизационный сбор, ставки на который власти хотят увеличить в ближайшее время.
«Судя по всему, власти собираются это делать ежегодно. Следовательно, на российском автомобильном рынке возникнет устоявшийся тренд на рост цен. Понятно, что он мог бы быть компенсирован локализацией «китайцев». Однако, судя по всему, таких планов у компаний из Поднебесной, за редким исключением, нет», — сказал Шапарин.
По его мнению, с первым увеличением утильсбора стоимость базовых «китайцев» взлетит сразу на 300 тыс. руб. (10–20% от цены). Также эксперт считает, что повышения цен не избежит и АвтоВАЗ (от 100 тыс. до 200 тыс. руб. в зависимости от модели).
«Прибавьте к этому уровень инфляции и валютные курсы. Как итог — жду подорожания новых автомобилей в России примерно на треть к следующему году», — резюмировал Шапарин.
Однако в самом АвтоВАЗе опровергли информацию о повышении цен на машины Lada. В компании напомнили, что рост утиля не влияет на стоимость локализованных автомобилей. Что касается инфляции, то АвтоВАЗ с начала года индексировал цены в среднем на 4,3% (ниже уровня инфляции). Представители автогиганта подчеркнули, что планов по корректировке стоимости моделей Lada этой осенью у них нет.
Проект индексации утильсбора Минпромторг представил в середине июня. Согласно ему, изменения вступят в силу с 1 октября 2024 года. В случае его принятия уже с текущего года в России начнут планомерно повышать утильсбор на импортные автомобили: например, для моделей с моторами до 2,0 л придется сначала платить 556 тыс. вместо 306 тыс. руб. К 2025 году за такие машины придется доплачивать до 667 тыс. руб. В 2026-м — около 800,8 тыс. руб., в 2030-м — до 1,17 млн руб.
При этом в правительстве считают, что такие ужесточения не повлияют на стоимость выпускаемых в стране машин, ведь государство компенсирует эти расходы тем, кто уже локализовал производство.
Проблемы с переводами и ключевая ставка
В свою очередь, исполнительный директор Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Игорь Чикин спрогнозировал 10-процентный рост цен на новые машины в России. Причина — проблемы переводов с китайскими банками, высокая ключевая ставка и, как следствие, стоимость заемных оборотных средств.
«И, конечно же, планируемый критический рост утильсбора, который скажется на цене не только импортных, но и отечественных автомобилей», — добавил он.
Аналогичного мнения придерживается независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. По его мнению, осенью текущего года новые автомобили могут стать дороже на 10%.
«Несмотря на то, что повышение утилизационного сбора начнется с октября, уже в сентябре производители могут начать закладывать предстоящие расходы в конечную стоимость авто. Плюс сохраняющиеся проблемы с проведением платежей между отечественными дилерами и китайскими концернами могут прибавить к текущим ценникам на авто из КНР примерно 200 000 руб.», — сказал он.
Также, по мнению эксперта, скажется на стоимости новых машин рост ключевой ставки ЦБ и ужесточение требований к заемщикам. По его прогнозам, кредитов будет выдаваться меньше, сократится и число желающих их оформить.
«Все это снизит трафик в дилерские центры и количество продаваемых автомобилей. Что, в свою очередь, станет стимулом для дилеров повышать цены, чтобы оставаться рентабельными», — резюмировал Тузов.
Руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК Альфа-Лизинг Анастасия Байбароша тоже называет рост «утиля» основным драйвером возможного повышения цен. Она напомнила, что согласно новому проекту, размер сбора может вырасти на 300–500 тыс. руб. на все новые автомобили, которые приобретаются за границей. Соответственно, на эту сумму и увеличится их стоимость. В первую очередь повышение цен коснется автомобилей китайских производителей.
«Многие импортеры уже готовятся к этому и пополняют свои склады автомобилями. Тем самым большое количество транспортных средств ввезут до повышения утиля, и, как следствие, не будет резких скачков стоимости. Можно ожидать повышение стоимости примерно на 20–30% от размера утильсбора на эти машины», — объяснила Анастасия Байбароша.
Что говорят дилеры
Заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев призвал потенциальных клиентов быть готовыми к возможному повышению стоимости машин этой осенью. По его мнению, минимальный рост цен на автомобили среднеценовой категории уже в сентябре может составить от 180 тыс. руб. и выше.
«Это может произойти в том числе на фоне высокой ключевой ставки, а также ужесточения требований к кредитным заемщикам. При таком сценарии авторынку будет сложнее расти и реализовывать накопленный потенциал», — объяснил Тюктеев.