Подержанные машины всемирно известных производителей по-прежнему пользуются высоким спросом. В августе 2024 года самыми востребованными моделями оказались отечественные машины, а среди иномарок лидерами стали Toyota, Hyundai, Kia и Volkswagen. Однако «китайцы», активно покоряющие наш рынок на протяжении двух последних лет, постепенно догоняют «корейцев», «европейцев» и «японцев».
Всплеск спроса на подержанные машины китайских марок был зафиксирован агентством «Автостат» в январе—апреле. За указанный период доля таких машин увеличилась сразу на 52%. В целом за период с января по июль спрос на китайские автомобили с пробегом вырос на 21,7%. Самой популярной маркой стала Geely. На втором месте оказалась Chery, а замыкает тройку лидеров Lifan.
Стоит ли всерьез рассматривать покупку подержанного «китайца» и с какими подводными камнями можно столкнуться, рассказали Autonews.ru эксперты.
Слабый кузов
Главные опасения у специалистов и самих покупателей китайских машин вызывает кузов. В памяти россиян свежи истории с приобретением новеньких автомобилей Lifan, Chery и Brilliance, которые по прошествии трех–пяти лет покрывались рыжими «прыщами» и прогнивали до дыр. Правда, это были совсем другие «китайцы» — без оцинковки и специальной подготовки под российские условия эксплуатации. Современные автомобили из КНР готовы к российской зиме гораздо лучше, но полностью опасения пока развеять не удалось: прошло слишком мало времени с начала их эксплуатации, чтобы делать полноценные выводы.
«Ключевая проблема — это качество металла. Все, что связано с коррозией, — бич таких автомобилей. Мы видим, что они гниют, гниют даже новые. В контуре 3–5–7 лет это неминуемо и очень больно отразится на состоянии кузова и на цене автомобиля. Я боюсь, что здесь мы увидим большую проблему», — говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Поддерживает эти опасения и автоподборщик, сооснователь СтопХлам ЦФО Никита Бетман.
«Смотрели Geely Coolray с пробегом 25 тыс. км, — поделился собеседник с Autonews, — и у него уже, где идет спойлер и где накладки пластиковые по порогам, краска облупляется. Это говорит о том, что качество сборки отвратительное, что детали не подогнаны. Пластик трет напрямую по кузову. Уже на маленьком пробеге краска начинает отлетать».
Китайские модели, которые предлагались у нас раньше, имели самое отвратительное качество кузова за всю историю автомобилестроения, напомнил Бетман. Сейчас они все гнилые. Новые машины оцинкованы, но, по мнению специалиста, здесь тоже могут быть проблемы.
Ненадежная ходовая
Самые незначительные поломки у «китайцев», по наблюдениям экспертов, происходят в подвеске. Такие недочеты легко устраняются, поскольку все необходимые детали можно достать. В продаже есть как оригинальные компоненты от производителей машин, так и аналоги. Разумеется, все эти детали имеют китайское происхождение.
Подборщик Бетман отмечает, что чаще всего ломаются на «китайцах» именно элементы подвески и рулевого управления: лопаются пружины, стучат рулевые наконечники. Многие недочеты допущены еще на этапе проектирования: автомобили изначально не предназначены для плохих дорог и российских условий. Даже карданы на этих моделях склонны рваться.
«По подвеске проблемы начинаются в среднем на 25–40 тыс. км пробега. Кто как ездит. Кто-то ездит по большим городам, где дороги неплохие, кто-то по проселку — может за один год все убить», — отметил специалист. «Что касается подвески, я считаю, что слабовато они адаптированы», — добавил он.
Двигатели и трансмиссии
Огромные опасения вызывают у специалистов силовые агрегаты современных «китайцев». Почти все машины поставляются к нам с турбированными высокотехнологичными движками с алюминиевыми блоками, фазовращателями, непосредственным впрыском. Простая и надежная «механика» отсутствует как класс — ее место заняли преселективные «роботы» и вариаторы, изначально имеющие относительно невысокий ресурс. Изредка попадаются модели с классическим «автоматом», потенциально работающим дольше.
На «китайцах» с турбомоторами часто выходит из строя ТНВД (топливный насос высокого давления), пояснил Бетман. Специалист лично столкнулся с такой поломкой на совершенно новой машине Haval Jolion с пробегом 800 км. Впрочем, здесь он видит проблему скорее в российском топливе, чем в самом силовом агрегате. «Заливают 92–95-й некачественный бензин и потом останавливаются на трассе. Если заливать плохое топливо, то мотор быстро даст о себе знать», — резюмировал специалист.