Что случилось на границе
На крупнейших погранпереходах с КНР «Забайкальск» и «Благовещенск — Хэйхэ» зафиксирован затор из автомобилей. Об этом сообщили участвующие в перевозках логистические компании. Время ожидания пересечения границы выросло со стандартных 12–24 часов до 7–10 суток и даже больше. К примеру, среднее время ожидания в электронной очереди на МАПП «Забайкальск» за месяц возросло до 11 дней. По мнению представителей отрасли, заторы возникли по причине ожидания повышения ставок утилизационного сбора на автомобили с 1 октября.
О проблемах с ввозом машин сообщил Autonews.ru специалист по продаже автомобилей с пробегом Руслан Кривонос. По словам собеседника, доставить машину сейчас сложно не только в Россию, но и в соседнюю Белоруссию.
«У нас 4-го числа был готов автомобиль, он уже физически стоял на границе, все документы по нему были готовы. И он только сегодня проехал границу Казахстан-Китай. Дальше будет двигаться сюда, но здесь у нас тоже очередь, включая заезд на таможню. Сроки удлиняются и по доставке, и по таможенной очистке. Сейчас нагрузка повышенная. Она связана с тем, что до 1 октября все стараются по максимуму завезти автомобили», — пояснил Autonews.ru собеседник.
Резкое увеличение грузопотока между Россией и Китаем спровоцировал проект постановления правительства об увеличении утилизационного сбора, опубликованный Минпромторгом для общественного обсуждения. Вновь повысить ставки предложило отраслевое сообщество. Возглавляет экспертный совет при комитете промышленности и торговли Госдумы глава АвтоВАЗа Максим Соколов. Ожидается, что в случае принятия документ вступит в силу с 1 октября 2024 года.
Основным бенефициаром, по словам эксперта Антона Шапарина, выступает АвтоВАЗ: «Утильсбор повышают на машины, которые не производятся в России. Причем на актуальные для наших соотечественников модели, включая минивэны для больших семей».
Насколько вырастут цены
В случае принятия документа утильсбор вырастет лишь для тех брендов, которые не наладили собственное производство в России или в соседней Белоруссии. В соответствии с проектом, уже в текущем году ставка может быть проиндексирована в среднем на 70–85%, но в перспективе она продолжит повышаться на 10–20% каждый год.
Расчеты показали, что после нового повышения утильсбора придется доплачивать:
Год | Объем мотора, л | Примерный размер утильсбора, руб. | Разница | Год | Примерный размер утильсбора, руб. | Разница |
2024 | 1-2 | 556 000 | +70-85% | 2025 | 667 000 | +10-20% |
2024 | 2-3 | 1 563 000 | +70-85% | 2025 | 1 875 600 | +10-20% |
2024 | 3-3,5 | 1 794 600 | +70-85% | 2025 | 2 153 400 | +10-20% |
2024 | >3,5 | 2 284 750 | +70-85% | 2025 | 2 742 300 | +10-20% |
Повышение ставок коснется всех зарубежных брендов, не имеющих локализации производственных процессов. Пока гарантированных исключений лишь два — Haval, имеющий завод под Тулой, и Geely, выпускающий свои модели под маркой «БелДжи» в соседней Белоруссии. Теоретически льготы могут получить также бренд Chery, собирающий автомобили под брендом XCite на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге, а также столичный завод «Москвич», выпускающий JAC под российской маркой. Вероятно, сможет рассчитывать на поблажки и возрожденная марка Volga с перелицованными «китайцами» фирмы Changan.
Дилеры, торгующие иномарками, у которых корреспондент Autonews попытался приобрести машину под видом тайного покупателя, порекомендовали сделать это до начала октября и предупредили, что цены точно будут переписаны не в пользу потребителей.
«Удар по авторынку будет нанесен сильнейший. Мы прекрасно понимаем, что 300 тыс. дополнительных рублей на ходовые китайские машины — это минимум 10–20% их стоимости», — оценил перспективы подорожания автомобилей вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.