Ближний и дальний свет фар
Ближний свет фар — это основной режим работы головного освещения автомобиля в темное время суток.
Дальний свет фар — это дополнительный режим, который должен использоваться только при отсутствии помех в виде встречных автомобилей.
Как и в случае применения любых светотехнических приборов, условия включения ближнего и дальнего света строго регламентированы правилами движения.
Раньше для ближнего и дальнего света использовались отдельные лампы. Альтернативой служила схема с одной лампой и двумя нитями накаливания. В эпоху массового внедрения ксенона для ближнего света стали применять ксеноновую лампу с индивидуальной линзой (иногда и без линзы). А при активации дальнего специальная шторка на линзе перемещалась так, что световой поток становился больше и светил дальше — такая схема называется «биксенон». При этом в режиме дальнего могла зажигаться вспомогательная цокольная лампа досветки, помогавшая основной ксеноновой. Иногда в блок-фаре ближним был ксенон, дальним — обычный галоген. Одним словом, все зависело исключительно от производителя и модели. Сегодня же, когда в ходу светодиоды, нитевые и газоразрядные лампы понемногу уходят в прошлое. А мощность и направление светового потока регулируются количеством и изменяемой яркостью светодиодных элементов.
Когда включать ближний свет фар
Условия использования осветительных приборов определяются правилами дорожного движения. Так, пунктами 19.1, 19.3 и 19.5 предписано включать ближний свет в следующих ситуациях.
- Согласно п. 19.1, ближний свет должен использоваться во время движения в условиях недостаточной видимости и ночью — вне зависимости от условий освещения дороги, а также в тоннелях.
- П. 19.3 допускает включение ближнего во время остановки и на стоянке в условиях недостаточной видимости.
- П. 19.5 разрешает использование ближнего света для обозначения транспортного средства в светлое время вместо дневных ходовых огней. Отметим, что с 2010 года световое обозначение движущегося транспортного средства обязательно даже днем. Поэтому, если автомобиль не оборудован дневными ходовыми огнями (ДХО), фактически это означает, что ближний свет должен быть включен всегда.
Как включить ближний свет фар
Способ включения световой сигнализации и изменение режимов ее работы на разных автомобилях отличаются. Наиболее популярной европейской схемой стал поворотный выключатель. На отечественных автомобилях этот блок часто называют модулем управления светом или блоком управления светом. Говоря простыми словами, это «крутилка», находящаяся обычно слева от руля на торпедо. Обычно таким выключателем можно задействовать габаритное освещение, активировать режим «авто», а также принудительно включить ближний свет и противотуманные фары с фонарями.
Отметим, что режим «авто» предполагает разные функции на разных автомобилях. Так, для машин с датчиком света это будет переход с ДХО на ближний при наступлении сумерек (и наоборот). А для моделей без датчика в режиме «авто» ближний будет гореть всегда, когда включено зажигание — что и предписано п. 19.5.
На некоторых марках, в частности японских, управление светом вынесено на подрулевой переключатель. В таком случае смена режимов осуществляется поворотной ручкой на торце и вспомогательным поворотным кольцом.
Значок «Фары ближнего света»
Включение ближнего света чаще всего сопровождается соответствующей индикацией на приборной панели. Общепринятый символ представляет собой изображение светящей вниз фары зеленого цвета. Полное описание подавляющего числа обозначений мы приводили в отдельной статье.
Штраф за неиспользование ближнего света фар
Ответственность за несоблюдение правил пользования световой сигнализацией описана в ст. 12.20 КоАП. Согласно ей, нарушение влечет предупреждение или штраф в размере 500 руб. Конкретно для ближнего света это будет его неиспользование ночью или в условиях недостаточной видимости, в тоннелях, а также в случае отсутствия дневных ходовых огней.