Водители бегут из профессии
Специалисты платформы онлайн-рекрутинга hh.ru сообщили РБК об огромном росте зарплат профессиональных водителей. В одном лишь I полугодии 2024 года зарплаты в сфере транспорта и логистики увеличились на 60% — именно эти направления стали лидерами по росту предлагаемых работодателями зарплат. Медианный доход в данных сферах достиг 139 тыс. руб. в месяц, а зарплата водителей выросла на 64% — с 76,4 тыс. до 125,4 тыс. руб.
Основной причиной роста зарплат водителей послужил дефицит кадров. Ситуация продолжает ухудшаться на протяжении нескольких лет из-за множества факторов.
Вадим Филатов, президент «Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» («АвтоГрузЭкс»), совладелец и заместитель директора ПЭК, сообщил в беседе с Autonews.ru, что дефицит водителей категории «CE» по итогам прошлого года увеличился с 21 до 25%.
«Проблема с дефицитом водителей возникла еще в начале 1990-х годов, когда профессию исключили из системы среднего специального образования. А демографический кризис привел к тому, что за последние годы число граждан трудоспособного возраста существенно сократилось», — конкретизировал специалист.
В пресс-службе ГК «Деловые Линии» уточнили, что в логистической отрасли сейчас остро не хватает водителей категорий «E», а также «B» и «С»: «За первые восемь месяцев 2024 года потребность в них увеличилась на 53,9% и на 61% соответственно».
Почему дефицит лишь усиливается
По словам Филатова, средний возраст водителей за последние годы вырос с 48 до 54 лет. Молодежь не стремится попасть в профессию из-за тяжелых условий труда: «Водитель много времени проводит в рейсах, вдали от дома, если техника вышла из строя в дороге — часто участвует в ремонте, подключается к погрузочно-разгрузочным работам. Одновременно с этим он несет ответственность за дорогостоящие транспортные средств и грузы».
В ГК «Деловые Линии» подчеркнули, что первопричиной дефицита кадров является демографическая ситуация: «По нашим данным, большая часть кандидатов на должность водителя категории «Е» — старше 45 лет». Вторая причина — специфика профессии: «Это тяжелый труд, длительные командировки, большая ответственность за груз и машину, а также опасности на дороге».
Автомобильный перевозчик грузов ГК Rusta ранее пояснил РБК, что дефицит водителей является устойчивым трендом всего последнего десятилетия. Фундаментальная проблема — старение кадров: «Молодежь объективно не стремится в профессию».
«Несмотря на все меры по улучшению условий труда, повышению зарплат и компенсации расходов, которые предпринимают компании, дефицит водителей продолжает расти», — отметил совладелец и заместитель директора ПЭК.
Экономические проблемы и пути решения
По словам Вадима Филатова, в настоящее время до 18% автопарков компаний простаивают из-за нехватки водителей грузовиков.
«Если прямо сейчас не запустить меры, которые помогут привлечь больше молодых людей в профессию, через пять лет средний возраст этой категории сотрудников достигнет предпенсионной отметки — 59 лет. Большая часть возрастных водителей покинет профессию, и Россия может столкнуться с дефицитом транспортных средств для доставки грузов, вслед за этим увеличится стоимость товаров», — считают в «АвтоГрузЭкс».
В связи с этим в компании дорабатываются предложения для усовершенствования программы подготовки водителей грузовиков и меры поддержки, направленные на решение проблемы дефицита кадров. После их подготовки и утверждения инициативы будут переданы профильным структурам Правительства.
Филатов отметил, что пополнению кадров не способствуют высокая стоимость обучения водителя категории «СЕ» (в среднем 150 тыс. руб.) и большой срок самого обучения (до 1,5 лет). Также в России не хватает автошкол для подготовки водителей грузовиков: обучением по данной категории занимаются менее половины площадок. Многие автошколы «готовят водителей учеников на устаревших тягачах с прицепами, не обучают навыкам управления современной техникой, заполнению документов, не дают знаний в области крепления грузов».
Без обновления техники и запуска в автошколах обучения профессии «водитель-экспедитор» исправить ситуацию будет трудно. Также в «АвтоГрузЭкс» предлагают сократить сроки подготовки водителей в шесть раз — до трех месяцев. Для этого потребуется внедрить в программу обучения сквозные модули для категорий «C» и «CE».
Помочь повысить престижность профессии водителя, по мнению Филатова, могли бы преференции на федеральном уровне, но в настоящий момент они не предусмотрены, поэтому многие перевозчики стараются вводить денежные надбавки и повышать качество условий труда самостоятельно. В частности, оплачивают смежные функции (погрузка/разгрузка, растентовка), отправляют суточные заранее и финансово компенсируют простои машин. Другим мотивирующим фактором выступают маршруты через дома сотрудников, позволяющие отдохнуть в кругу семьи.
В «Деловых Линиях» для решения проблемы прибегают к программе «Приведи друга», позволяющей закрыть более 30% всех кадров в компании. «У нас конкурентная заработная плата, есть ДМС и спортивная корпоративная программа. Мы стремимся предоставить возможность для профессионального роста и развития всем сотрудникам. Для этого разработана система обучения и наставничества, есть онлайн и офлайн-курсы повышения квалификации. Например, водитель может стать бригадиром смены, а затем и руководителем автоколонны. Либо перейти на должность механика или тренера по экономичному вождению», — уточнили Autonews.ru в пресс-службе ГК.
В дефиците — не только водители фур
Руководитель HR-отдела производственного департамента Boxberry Ольга Чернова рассказала РБК, что в сегменте водителей с личными машинами, которые в основном работают в курьерской доставке, дефицит меньше, чем среди тех, кто управляет фурами, но он также присутствует. Рост зарплат по этой категории не такой значительный, а одной из главных мер поддержки выступает индексация затрат на бензин.
В сфере такси ситуация еще более тревожная. В беседе с Autonews.ru глава Ассоциации содействия развитию таксомоторной отрасли Михаил Михайлов спрогнозировал резкое увеличение стоимости поездок в связи с оттоком кадров и ростом издержек на содержание автопарков.
«Только с переработкой водитель такси сейчас умудряется зарабатывать деньги. Минимум — 12 часов на линии, и это в Москве. В Подмосковье ситуация еще хуже. Кто может выдержать такой график? Старичков в сфере вообще единицы. Бешеный поток свежих сил. С учетом того, что многие попробовали, возвращаться уже не хотят: люди понимают, что перспектив никаких. На всей этой нестабильности еще и пытаются контролировать перевозчиков, прикручивая новые требования», — уточнил Autonews.ru собеседник.