В России утильсбор на автомобили будет проиндексирован с 1 октября 2024 года. На первом этапе ставка вырастет в среднем на 70–85%, в дальнейшем она будет индексироваться на 10–20% с 1 января каждого последующего года. Соответствующий план был утвержден правительством страны.
Autonews.ru с помощью экспертов, частных продавцов и дилеров решил разобраться, для чего же необходимо это нововведение, что поменяется для водителей и как сильно подорожают машины этой осенью.
Что изменилось
С 1 октября коммерческий утильсбор для новых легковых автомобилей с двигателями объемом до 1,0 л, которые привезли в Россию для перепродажи, вырастет с 81 200 до 150 200 руб. Для машин с моторами до 2,0 л эта цифра увеличится с 306 000 до 556 200 руб. Что касается моделей с агрегатами до 3,0 л, то тут ставка составит 1 562 800 руб. (сейчас — 844 800 руб.)
Утилизационный сбор вырастет и для автомобилей с двигателями до 3,5 л — с 970 000 до 974 000 руб., а с силовыми агрегатами объемом свыше 3,5 л — до 2 285 200 руб.
При этом индексация не затронет физлиц, ввозящих автомобили с моторами объемом 3,0 л для личного пользования. Для таких водителей предусмотрены льготные коэффициенты — утильсбор 3400 руб. для новых легковушек и 5200 руб. — для машин старше трех лет.
Белорусская лазейка
Кроме этого, новое постановление предельно затруднит деятельность продавцов, которые оформляли автомобили в странах ЕАЭС и потом продавали их в России. Такая лазейка позволяла снизить таможенную стоимость и сделать цену более привлекательной для клиента.
«Однако теперь, если с момента ввоза в ЕАЭС не прошло 12 месяцев, то попадая в Россию, утильсбор будет коммерческим», — рассказали Autonews.ru в Ассоциации «Автомобильные дилеры России».
По мнению представителя Национального автомобильного союза Антона Шапарина, это ограничение больно ударит по наиболее платежеспособным водителям, которые заказывают новые и подержанные автомобили из Европы.
«Это так называемый белорусский портал растаможки автомобилей через льготников. С 1 октября он прикрывается», — подчеркнул эксперт.
Зачем это нужно
В первую очередь такие меры направлены на защиту интересов отечественного автопрома. Так, повышение утильсбора должно стать дополнительным стимулом для иностранных брендов инвестировать в производство на территории России.
К примеру, с поддержкой этой инициативы правительства уже выступил отечественный АвтоВАЗ. Помимо этой компании свое производство в нашей стране имеет китайский Haval. Также на заводе в Москве выпускают перелицованные версии автомобилей JAC под брендом «Москвич», а на предприятии в Санкт-Петербурге — машины XCite, которые отличаются от моделей Сhery фактически лишь шильдиками.
Шапарин в качестве одной из причин нововведения также называет увеличение бюджетных поступлений. По оценке эксперта, это примерно «плюс 400 млрд руб. в год».
Схожего мнения придерживается участник рынка Руслан Кривонос, который специализируется на доставке автомобилей в Россию из Европы через Белоруссию. По его словам, все это делается в том числе для того, чтобы прекратить ввоз машин через ЕАЭС.
«Тут смысл в том, чтобы таможили машину напрямую и все платежи поступали именно в российский бюджет. Это абсолютно логично», — заметил эксперт.
Как это повлияет на цены
Как считает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин, повышение утильсбора однозначно приведет к росту цен на автомобили. Продавцы включают эту ставку в стоимость машины, что в результате отражается на стоимости. По прогнозу специалиста, цены на автомобили в России вырастут осенью примерно на 10%.
При этом он уверен, что подорожания не смогут избежать и модели, которые сейчас выпускают в России.