Что такое солярка
Солярка — это сленговое определение дизельного топлива низкого качества, на котором работают тяжелые машины типа тракторов, водной техники и прочего. Тем не менее (и многим старожилам это не понравится) технического понятия «солярка» не существует. Формальные определения штучно встречаются лишь в советской литературе, и то в энциклопедических словарях, а не технических пособиях. Тогда откуда вообще появилось это слово?
Солярка и дизельное топливо — одно и то же?
Дизельное топливо (ДТ) — это жидкое топливо для работы двигателей внутреннего сгорания, использующих принцип воспламенения от сжатия (цикл Дизеля).
Повторимся, что формально никакой «солярки» не существует. История понятия уходит к «соляровым фракциям», которые входят в состав дизельного топлива — так написано в Большой советской энциклопедии редакции 1988 года. Что до упомянутых фракций, их происхождение еще глубже: в середине позапрошлого века «солнечным» (лат. sōlāris — солнечный) называли желтоватый осадок, появляющийся при перегонке нефти. Одним словом, народный сленг.
Исходя из сказанного, можно заключить, что, хотя формально солярки не существует, де-факто она является синонимом дизельного топлива. Но, повторимся, в разговорах соляркой принято «обзывать» дизтопливо низкого качества, пригодное лишь для старых неприхотливых установок типа судовых моторов, тракторов или армейских генераторов.
Плотность дизельного топлива
Плотность дизельного топлива — это его удельный вес, определяемый отношением веса к объему. Прямо зависит от химического состава продукта, включающего такие факторы, как техпроцесс получения, а также виды и количество присадок. Чем более высокого качества продукт — тем меньше его плотность. Иными словами, современное топливо для нежных экологичных легковых дизелей более жидкое, чем деревенская «соляра» для старого сельхозтрактора.
Цетановое число дизельного топлива
Цетановое число — это характеристика воспламеняемости дизельного топлива. Чем выше «цетан», тем более предсказуемо и равномерно происходит горение в цилиндре. Кроме того, высокий показатель цетанового числа определяет низкую задержку между моментом впрыска и воспламенением. Сильно упрощая можно сказать, что цетановое число — это октановое число бензина «наоборот».
Виды дизельного топлива
- Летнее. Подходит для эксплуатации в теплое время года. Применяется в среднем до 0 градусов.
- Зимнее. Для низких температур, при которых летний сорт начинает густеть. До минус 30 градусов.
- Арктическое. Самое морозостойкое ДТ, предназначенное для работы в экстремальных условиях Заполярья.
- Межсезонное. Современный сорт, адаптированный для более позднего перехода на зимнее и летнее. Подходит для температур в районе 0 градусов.
Отдельно можно выделить биодизель. К температурной градации он не относится, однако на фоне трендов на экологичность в последние годы стал весьма популярен в Европе. Суть заключается в производстве из биологического сырья, включая рапс, сою, пальмовое масло и даже животные жиры.
Как отличить бензин от солярки
Несмотря на соседство на бензоколонках, данные виды топлива отличаются по всем характеристикам и невзаимозаменяемы ни при каких условиях (многотопливные двигатели не рассматриваем).
Химический состав
Несмотря на схожесть общего алгоритма перегонки, конечный состав сильно отличается, что сказывается на свойствах, перечисленных далее.
Плотность
Как говорилось, по данному показателю легковой дизель, не говоря уже о технической солярке, значительно опережает конкурента. На практике это означает, что ДТ будет более вязким.
Цвет
Дизельное топливо имеет желтый цвет, часто с отливом в неоново-зеленый. Бензин тоже желтоват, но из-за меньшей плотности цвет более бледный и без зеленоватого оттенка.
Из чего делают
Сырьем для дизельного топлива, как и для бензина, является нефть. Общие черты техпроцесса также схожи: конечный продукт получают методом нагревания нефти при определенной температуре и прочих условиях.
Температура
Температура возгорания паров ДТ намного выше, чем у бензина. Так, для дизеля значения лежат в пределах 50–100 градусов, тогда как бензин может вспыхнуть и при минус 40.
Чем отстирать солярку с одежды
В отличие от бензина, который испаряется из ткани за несколько минут, дизельное топливо крайне губительно для вещей. Во-первых, сама жидкость маслянистая, поэтому просто так пятно не сойдет. А во-вторых, дизтопливо еще и едкое, что может сказаться на свойствах самой ткани, если не принять меры как можно скорее.
Для удаления дизеля с одежды лучше всего использовать современные бытовые средства-пятновыводители. Если таковых под рукой не оказалось, в ход идут различные народные методы. Среди них можно отметить нашатырь, соль, смесь лимонного сока с маслом и все тот же бензин. Однако эффективность подобных мероприятий (как и «правильная» рецептура применения) всегда находится под большим вопросом. Поэтому вернее всего замочить вещь в обычном стиральном порошке и отправиться за нормальным пятновыводителем.
FAQ
Что будет если выпить солярку?
Обычно такое случается при перекачке топлива в канистру методом отсасывания из бака через трубочку. Типичными симптомами будут затруднение дыхания в первые минуты и острая боль в легких. Разумеется, все зависит от тяжести отравления — в отдельных случаях возможны даже судороги. В диагнозе, скорее всего, будет фигурировать химический ожог рта, пищевода и желудка. В любом случае при случайном проглатывании дизтоплива следует незамедлительно отправиться в стационар или вызвать скорую.
Горит ли солярка?
Если говорить про ДВС, то в цилиндре воспламеняется не сама жидкость, а ее пары (впрочем, как и у бензина). В обычных же условиях комнатной температуры дизтопливо в жидком виде может не загореться даже от спички — все зависит от марки и качества.
Можно ли промывать двигатель соляркой?
Как говорилось выше, несмотря на агрессивность ДТ, побочным минусом является его маслянистость. Поэтому очистка двигателя с помощью дизельного топлива возможна, но является далеко не лучшим вариантом.
Читайте также: