Что произошло
Согласно обращению, поступившему в редакцию Autonews от группы граждан, при оформлении гибридов «по всей России вписывают в СТС несуществующую, сильно завышенную мощность автомобиля». С этим покупатели гибридов сталкиваются повсеместно — в разных регионах страны.
По словам обладателя гибридного кроссовера Toyota RAV4 Евгения, с которым мы связались для прояснения ситуации, при оформлении документов на автомобиль в его случае не просто сложили мощность бензинового и электрических моторов, но и завысили производительность одного из электромоторов. Результат — суровый транспортный налог на обычную, ничем не примечательную машину — 42 тыс. руб.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин подтвердил, что данная проблема не нова — ей не один месяц. При оформлении документов на гибриды мощности ДВС и электромотора в России обычно просто суммируются, несмотря на всю абсурдность ситуации.
«Это уничтожает всякое экономическое обоснование эксплуатации гибридного транспорта», — заявил Autonews.ru Шапарин.
Типичная история
«Нас уже человек семь в непрерывном общении, — говорит автовладелец Евгений, — поддерживаем связь и пытаемся решить проблему». По словам обладателя гибридного RAV4, он никогда бы не купил такую машину, если бы знал о громадном налоге.
Все началось с желания приобрести электрифицированный автомобиль, уточнил собеседник. Решил в начале августа сменить машину и взять гибридный Toyota RAV4. «Очень заманчиво звучит тема экологичности, минимальных расходов на топливо. Это была основная причина. Хотелось что-то новое, технологичное, интересное», — отметил он.
Автомобиль был куплен уже не новым и ввезен через Белоруссию. Кроссовер прошел процедуру растаможки, на него через лабораторию выдали СБКТС. Неприятное открытие покупателя ожидало позднее.
«Получив документы из лаборатории, я счастливый прибегаю в МРЭО ставить на учет, и девушка там ошарашивает: оказалось, что мощность машины — не 178 л.с., а 280 л.с. И вот это для меня был шок!» — рассказал Autonews.ru автовладелец.
В СТС оказалась вписана некорректная мощность 280 л.с. притом, что даже сам производитель указал в каталогах 222 л.с. В последнем случае транспортный налог составил бы в Москве 14 тыс. руб., а при указанной в СТС мощности 280 л.с. — уже 42 тыс. руб.
«Если бы я это знал, выбирая машину, я бы никогда на нее не посмотрел», — признался Евгений.
Собеседник пояснил, что мощность ДВС на его машине — 131 кВт, мощность переднего электромотора — 48 кВт, а заднего — 11 кВт. Лаборатория при оформлении документов допустила ошибку и указала мощность переднего электромотора 64 кВт вместо 48 кВт по европейскому сертификату.
Справедлив ли налог
Разобраться в причинах недовольства владельцев гибридов можно, изучив устройство и принцип работы таких машин. В нашем случае речь идет о параллельном гибриде.
Традиционный двигатель внутреннего сгорания на такого типа машинах крутит генератор электромоторов. Запас энергии хранится в небольшом аккумуляторе, а электричество тратится лишь при неспешном движении в пробках и при разгонах. В случае с Toyota RAV4 емкость батареи — всего 1,2 кВт. Зарядка от сети не предусмотрена.
Единственным источником энергии является бензин, залитый в топливный бак. ДВС крутит генератор, а электричество вращает электромоторы. Энергия от сгорания бензина преобразуется в электрическую и рационально используется для общего снижения потребления топлива. При основном движении автомобиль едет от ДВС.
Говорить о постоянном приросте мощности в случае с такими гибридами не приходится в принципе: электромоторы приходят на помощь при разгоне и в пробках, а запас на чистой электротяге не превышает нескольких километров.
Как считают?
По словам обратившихся в редакцию автолюбителей, с 2023 года почти все владельцы гибридов сталкиваются в России с завышением транспортного налога в 2–3 раза из-за увеличенной мощности в документах в 1,5–3 раза. Причина в прекращении общения с ушедшими из России автобрендами, которые могли повлиять на ситуацию, а также в отсутствии полноценной нормативной базы.
Впервые о проблеме стало известно еще в 2023 году — тогда в выдаваемых ЭПТС стали суммировать мощность двигателя внутреннего сгорания и электродвигателей. Данные для документов по мощности, исчисляемые в кВт (л.с.), берутся МРЭО для СТС и для налоговой из ЭПТС. Электронный паспорт, в свою очередь, выдается испытательными лабораториями. Они же выпускают Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), где прописываются показатели мощности ДВС и электрической установки.
Данные по части электродвигателей прописаны как «максимальная 30-минутная мощность, кВт». Они берутся из каталогов производителей, а при отсутствии таких данных выводятся самими лабораториями. По факту измерений обычно не проводят: вместо 30-минутной мощности указывается значение пиковой мощности, обозначенное производителем. Результат — сумма мощности ДВС и электрического довеска на пике и громадный налог. Сами автопроизводители «30-минутную мощность» в технических характеристиках вообще не приводят.
Парадокс в том, что батарея на 1,2 кВт, как в случае с упомянутым RAV4, не может крутить электромоторы на протяжении 30 минут. Запас хода в ней — несколько километров. А на последовательных гибридах передача мощности на колеса от ДВС и электромоторов одновременно невозможна в принципе.
На законодательном уровне проблема до сих пор не решена. В трех столичных МРЭО владельцам гибридов объяснили, что официальной проработанной нормативной базы нет. В каких-то отделениях мощность суммируется, в каких-то — нет. Официально снизить производительность до разумной можно лишь через испытательные лаборатории и суды в частном порядке.
В 1999 году был принят ГОСТ Р 41.85-99 (Правила ЕЭК ООН № 85), в котором говорилось, что электромоторы, ограниченные емкостью батарей, не могут выдавать большую мощность: согласно примечанию 5.3, если мощность электромотора ограничивается тяговой мощностью аккумулятора, в расчет можно брать тяговую мощность аккумулятора. Однако этот документ был отменен.
В марте 2023 года Минфин выпустил разъяснения по части обложения транспортным налогом гибридного автомобиля. В соответствии с ними, при исчислении налога в отношении автотранспортного средства с комбинированной энергоустановкой параллельного типа нужно учитывать суммарно указанные в технической документации максимальную 30-минутную мощность и мощность ДВС, а в случае отсутствия механической связи с трансмиссией ДВС (последовательный тип) не учитывать мощность ДВС.
Как быть?
По мнению Антона Шапарина, в данной ситуации следует двигаться в сторону исчисления налога только с двигателя внутреннего сгорания, в противном случае методика будет несправедливой. Такая ситуация тормозит переход на экологичный транспорт — люди отказываются от покупки гибридной техники из-за несправедливого налогообложения, отмечает эксперт.
За разъяснением ситуации редакция Autonews.ru обратилась в профильные ведомства (МВД, Минпромторг, Минфин), в Общественную палату и в НАМИ. На момент публикации материала ответов не последовало.