branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Илья Калинчиков
Подписаться на Telegram-канал

Лысая резина: какой штраф за нее можно получить и чем она опасна

Все о лысой резине: опасно ли ездить, до какого уровня износ протектора
Объясняем, в чем реальная опасность езды на изношенных покрышках и как к этому относятся ПДД
Фото: Varts / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Varts / Shutterstock / FOTODOM
  1. Можно ли ездить на лысой резине
  2. В чем опасность
  3. Можно ли избежать «облысения» покрышек
  4. Штраф за изношенные шины

Можно ли ездить на лысой резине

Для начала определимся с понятиями: «лысой» считается не обязательно та покрышка, на которой не осталось рисунка вообще. А покрышка, уровень протектора которой меньше допустимых значений. Что считать критической чертой, за которой резина уже не выполняет возложенных на нее функций, четко описано в Правилах движения. Подробно мы разбирали вопрос в отдельном материале. Сейчас напомним, что для легковых шин этот параметр составляет 1,6 мм для летних и 4 мм для зимних.

Фото: Oliver Ring / Imagebroker / Global Look Press
Фото: Oliver Ring / Imagebroker / Global Look Press

Сколько можно проехать на лысой резине

Сразу оговоримся, что последующие рассуждения лежат в плоскости личной ответственности водителя. Нужно понимать, что езда на изношенной резине — не только формальное нарушение, но и реальная угроза — как для владельца, так и для других участников.

Фото: Wolfgang Kumm / dpa / Global Look Press Шины 28 мая Что такое остаток протектора шин и как его определить
Фото: Егор Алеев/ТАСС Новости 30 января 2022 В ГИБДД составили инструкцию для водителей о том, как выбраться из заноса

Все зависит как от остаточной глубины протектора, так и от общего состояния. Дело в том, что по мере износа у покрышки, помимо снижения сцепных свойств, увеличивается риск разрыва корда. Пока повреждения небольшие, это будет просто «грыжа» — характерное вспучивание участка шины (обычно сбоку). Но если продолжать ездить, особенно на высокой скорости или по неровной дороге, грыжа может лопнуть. Помимо очевидного выхода из строя колеса, на скорости это чревато потерей управляемости. Со всеми вытекающими последствиями.

Исходя из сказанного, определить пригодность после стачивания протектора ниже минимума невозможно — слишком много факторов. Для дорогой резины, которая «жила» исключительно в черте города в пробках, предел может так и не наступить — вплоть до полного истирания рисунка «в ноль». А другая, которая несколько сезонов эксплуатировалась на скоростном ухабистом грейдере, может порваться и на нижнем пределе нормы.

Фото лысой резины

Фото: Mr.Anuwat Rumrod / Shutterstock / FOTODOM
Фото: yarbeer / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Nor Gal / Shutterstock / FOTODOM
Фото: AppleEyesStudio / Shutterstock / FOTODOM
Фото: noer cungkring / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Mr.Anuwat Rumrod / Shutterstock / FOTODOM
Фото: yarbeer / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Nor Gal / Shutterstock / FOTODOM
Фото: AppleEyesStudio / Shutterstock / FOTODOM
Фото: noer cungkring / Shutterstock / FOTODOM

Чем опасна лысая резина

Один из факторов риска езды на изношенных покрышках мы указали выше. Однако вероятность разрыва — далеко не единственная опасность. Стоит учитывать и следующие моменты:

  • Недостаточное сцепление на асфальте. Причем вопреки расхожему заблуждению, площадь контакта покрышки по мере износа увеличивается (уменьшается она лишь на мокрой дороге из-за аквапланирования). А вот «цепкость» с уменьшением высоты рисунка становится хуже. Сказывается неоднородность состава: чем ближе к основанию покрышки слой, тем хуже он «липнет» к асфальту. И снижение сцепных свойств не компенсируется увеличением площади пятна.
  • Аквапланирование. Эффект возникает при быстром движении по мокрой поверхности. Вода не успевает отводиться от пятна контакта, и шина фактически всплывает, теряя связь с полотном. Чем меньше высота протектора, тем при меньшей скорости начинается явление.

Фото: Yauhen_D / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Yauhen_D / Shutterstock / FOTODOM

  • Скольжение на снегу и гололеде. Для зимней резины актуальна та же логика, что была рассмотрена для асфальта. С ростом износа растет пятно контакта, но снижается сила сцепления. И второе всегда будет превалировать над первым. Кроме того, для зимней резины критически важна и высота самих шашек протектора, которыми колесо «вгрызается» в снежный покров.
  • Пробуксовка в грязи. Здесь все аналогично предыдущему пункту. Чем менее «зубастой» становится резина, тем хуже у нее зацеп и тем быстрее она замыливается вне дорог.

Можно ли избежать «облысения» покрышек

Для продления срока службы любой резины важно соблюдать нехитрые правила:

  • Сезонность эксплуатации. Очень мягкий состав зимней шины быстро изотрется о сухой горячий асфальт. А летняя покрышка задубеет уже при нуле, и ездить станет откровенно опасно.
  • Избегать пробуксовок, движения с заносами и прочих подобных приемов.
  • Не злоупотреблять частой ездой по камням или обледенелому насту (для зимних). Если же есть необходимость регулярного движения в подобных условиях, имеет смысл озаботиться подбором внедорожных шин.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Штраф за лысую резину

Согласно ПДД ответственность за езду на легковых шинах, износ протектора которых превышает установленные нормы, определяется ст. 12.5 ч.1 КоАП и влечет наложение штрафа в размере 500 руб. Для иных видов транспорта, в том числе корпоративного и грузового, действует та же ответственность.

Читайте также: