Можно ли ездить на лысой резине
Для начала определимся с понятиями: «лысой» считается не обязательно та покрышка, на которой не осталось рисунка вообще. А покрышка, уровень протектора которой меньше допустимых значений. Что считать критической чертой, за которой резина уже не выполняет возложенных на нее функций, четко описано в Правилах движения. Подробно мы разбирали вопрос в отдельном материале. Сейчас напомним, что для легковых шин этот параметр составляет 1,6 мм для летних и 4 мм для зимних.
Сколько можно проехать на лысой резине
Сразу оговоримся, что последующие рассуждения лежат в плоскости личной ответственности водителя. Нужно понимать, что езда на изношенной резине — не только формальное нарушение, но и реальная угроза — как для владельца, так и для других участников.
Все зависит как от остаточной глубины протектора, так и от общего состояния. Дело в том, что по мере износа у покрышки, помимо снижения сцепных свойств, увеличивается риск разрыва корда. Пока повреждения небольшие, это будет просто «грыжа» — характерное вспучивание участка шины (обычно сбоку). Но если продолжать ездить, особенно на высокой скорости или по неровной дороге, грыжа может лопнуть. Помимо очевидного выхода из строя колеса, на скорости это чревато потерей управляемости. Со всеми вытекающими последствиями.
Исходя из сказанного, определить пригодность после стачивания протектора ниже минимума невозможно — слишком много факторов. Для дорогой резины, которая «жила» исключительно в черте города в пробках, предел может так и не наступить — вплоть до полного истирания рисунка «в ноль». А другая, которая несколько сезонов эксплуатировалась на скоростном ухабистом грейдере, может порваться и на нижнем пределе нормы.
Фото лысой резины
Чем опасна лысая резина
Один из факторов риска езды на изношенных покрышках мы указали выше. Однако вероятность разрыва — далеко не единственная опасность. Стоит учитывать и следующие моменты:
- Недостаточное сцепление на асфальте. Причем вопреки расхожему заблуждению, площадь контакта покрышки по мере износа увеличивается (уменьшается она лишь на мокрой дороге из-за аквапланирования). А вот «цепкость» с уменьшением высоты рисунка становится хуже. Сказывается неоднородность состава: чем ближе к основанию покрышки слой, тем хуже он «липнет» к асфальту. И снижение сцепных свойств не компенсируется увеличением площади пятна.
- Аквапланирование. Эффект возникает при быстром движении по мокрой поверхности. Вода не успевает отводиться от пятна контакта, и шина фактически всплывает, теряя связь с полотном. Чем меньше высота протектора, тем при меньшей скорости начинается явление.
- Скольжение на снегу и гололеде. Для зимней резины актуальна та же логика, что была рассмотрена для асфальта. С ростом износа растет пятно контакта, но снижается сила сцепления. И второе всегда будет превалировать над первым. Кроме того, для зимней резины критически важна и высота самих шашек протектора, которыми колесо «вгрызается» в снежный покров.
- Пробуксовка в грязи. Здесь все аналогично предыдущему пункту. Чем менее «зубастой» становится резина, тем хуже у нее зацеп и тем быстрее она замыливается вне дорог.
Можно ли избежать «облысения» покрышек
Для продления срока службы любой резины важно соблюдать нехитрые правила:
- Сезонность эксплуатации. Очень мягкий состав зимней шины быстро изотрется о сухой горячий асфальт. А летняя покрышка задубеет уже при нуле, и ездить станет откровенно опасно.
- Избегать пробуксовок, движения с заносами и прочих подобных приемов.
- Не злоупотреблять частой ездой по камням или обледенелому насту (для зимних). Если же есть необходимость регулярного движения в подобных условиях, имеет смысл озаботиться подбором внедорожных шин.
Штраф за лысую резину
Согласно ПДД ответственность за езду на легковых шинах, износ протектора которых превышает установленные нормы, определяется ст. 12.5 ч.1 КоАП и влечет наложение штрафа в размере 500 руб. Для иных видов транспорта, в том числе корпоративного и грузового, действует та же ответственность.
Читайте также: