С 1 октября ситуация на российском автомобильным рынке может измениться кардинальным образом. Главными драйверами тут станут рост утилизационного сбора и изменение ставки ЦБ. Ожидается, что под основным ударом окажутся модели, поставляемые в страну из-за рубежа.
Autonews.ru обратился к профессиональным продавцам, чтобы узнать, как изменятся цены на такие иномарки, стоит ли ждать дефицита машин на рынке и нужно ли прямо сейчас бежать в автосалоны.
Как сильно подорожают автомобили в связи с повышением утильсбора?
По прогнозам Ярослава Полозова из компании LFA Service, специализирующейся на ремонте, доставке автомобилей из-за границы и преимущественно из США, подорожание автомобилей в связи с повышением утилизационного сбора в России неизбежно. По словам эксперта, машины с объемом двигателя до 2 л — таких на рынке сейчас большинство — прибавят в цене около 250 тыс. руб.
Впрочем, как сообщил Autonews.ru специалист, подорожания можно избежать, если все китайские производители наладят в России свое производство. Разумеется, при условии отсутствия мошеннических действий со стороны дилеров, подчеркнул Полозов.
Что касается многолитровых двигателей, то они остаются лишь на топовых моделях премиум-класса и суперкарах. Эти автомобили сейчас может себе позволить не самая большая часть населения в стране.
«Для таких владельцев увеличение ставок можно просто приравнять к единовременному налогу на роскошь», — предложил Полозов.
Автоблогер и специалист по подбору и доставке машин из-за рубежа Елена Лисовская тоже предупредила водителей о неминуемом подорожании машин. При этом в беседе с Autonews.ru она выразила уверенность, что рост цен будет постепенным.
«Машины подорожают примерно на сумму утилизационного сбора. Все издержки будут включены в финальную стоимость автомобилей. Совершенно очевидно, что за все у нас заплатит потребитель», — заявила она.
С аналогичным прогнозом выступил Сергей Захарук, генеральный директор компании «Кимура», которая специализируется на продаже автомобилей из Кореи. Он предупредил, что машины из следующих поставок неизбежно вырастут в стоимости ровно на разницу между новым и старым значениями утилизационного сбора.
«Однако основное влияние на цены оказывает валютная составляющая, и при снижении валютных курсов от текущих значений повышение сбора может быть просто нивелировано», — высказал предположение эксперт.
При этом Захарук отметил, что стоимость автомобилей из старых привозов индексироваться не будет. Он объяснил это тем, что у всех продавцов на данный момент есть желание избавиться от стоков на фоне слабого спроса.
Директор по развитию и продажам «Авто.ру Бизнес» Даниил Шкурыгин признал, что с октября—ноября 2024 года рынок неизбежно ожидает повышения цен на импортируемые автомобили.
«Насколько сильно поднимутся цены, зависит от комплекса факторов. Сдерживающими моментами могут стать программа поддержки продаж автопроизводителей, наличие больших запасов автомобилей на складах дилеров, меры господдержки», — перечисляет Шкурыгин.
Какие автомобили чаще всего заказывают покупатели?
По словам Ярослава Полозова, наибольшей популярностью у российских клиентов сейчас пользуется немецкий премиум, а также японские и корейские кроссоверы и седаны, американские внедорожники.
«Покупатели чаще всего заказывают автомобили, которые диктует им рынок», — объяснил он.
Также, по его словам, речь может идти об экзотике в единичных экземплярах. В качестве примера Полозов привел подержанные Volkswagen Golf R или Honda Civic Type R в последних поколениях, которые можно найти по цене примерно 7 млн руб.
Эксперт объяснил, что сейчас максимально выгодно покупать автомобили с двухлитровыми моторами в возрасте от 3 до 5 лет для пользования сроком не менее года. Таможенные пошлины на такие машины даже после повышения обойдутся примерно в 500 тыс., плюс 5 тыс. руб. за утилизационный сбор.
«Спустя 12 месяцев машину можно свободно продать без каких-либо комиссий, кроме налога с прибыли», — резюмировал он.
В свою очередь, Сергей Захарук считает, что чаще всего в Россию завозят машины с двигателями объемом 1,5–2,5 л. Причем основной поток поставок, по его словам, приходится на модели корейских и немецких марок из Кореи и Китая.
По словам Лисовской, наибольшей популярностью у российских покупателей пользуются автомобили с моторами до 2 л. Высокий спрос на такие машины она объяснила «более-менее разумным ценником».
«Если говорить о моделях на заказ, то чаще всего это автомобили 3–5 лет. Тут популярность обусловлена таможенными ставками», — подтвердила Лисовская.
Может ли в связи с повышением утильсбора возникнуть дефицит на авторынке?
Сергей Захарук уверен, что дефицита машин на отечественном рынке не возникнет совершенно точно. Он пояснил, что сейчас нет никаких проблем ни с поставками, ни с трансграничными расчетами.
«Малому и среднему бизнесу в какой-то мере значительно проще приспособиться к постоянно меняющимся условиям торговли, в том числе из-за гибкости поставщиков», — резюмировал он.
По мнению Полозова, дефицит автомобилей в России всегда создавался искусственно, чтобы подогреть аудиторию, независимо от периода. Поэтому исключать его никогда нельзя.
«Дилеры всегда обратят внимание на модель и комплектацию, которые в данный момент необходимо продать, уведя клиента от желаемого автомобиля. Что касается параллельного импорта, то покупательскую способность не остановит ничего. Напомню, что за несколько лет автомобили подорожали минимум вдвое. На дорогах меньше не стало новых моделей вне зависимости от их стоимости», — рассуждает он.