В России с 1 октября проиндексирован утилизационный сбор на автомобили. На первом этапе ставка была увеличена на 70–85%. И ежегодно (вплоть до 2030 года) эта цифра будет подниматься. Власти уверяют, что в первую очередь такие меры направлены на защиту интересов отечественного автопрома.
Autonews.ru решил досконально разобраться, какими последствиями все это грозит обычным автомобилистам.
Что такое утилизационный сбор
Утилизационный сбор ввели в России в 2012 году, после того как страна вошла в ВТО. Изначально этот одноразовый платеж касался только импортеров автомобилей. Однако уже с 2014 года сбор распространился на российских автопроизводителей, а также покупателей машин. Как объясняли в правительстве, эти деньги взимаются за переработку автомобилей после их эксплуатации. Утилизацией машин в России занимается ряд организаций, которые имеют лицензию Росприроднадзора или уполномочены Минпромторгом.
Сколько моделей в год на данный момент утилизируется в нашей стране, неизвестно. По предварительным расчетам, всего за 12 месяцев из эксплуатации выводится примерно 400 тыс. машин — легковых, грузовых, спецтехники и автобусов. Однако не все эти автомобили отправляются в промышленный шредер, но так или иначе их в итоге разбирают для разных целей.
На сколько вырастет утилизационный сбор
- Для легковых автомобилей, ввозимых для перепродажи и оснащенных двигателями объемом до 1 л, новая ставка утильсбора составила 150 200 руб. (ранее — 81 200 руб.).
- На данный момент одной из самых ходовых категорий новых автомобилей являются модели с моторами объемом от 1 до 2 л. Для машин с такими агрегатами утильсбор с 1 октября вырос с 306 000 до 556 200 руб. Причем с 2025 года ставка для этих моделей составит уже около 667 000 руб.
- За автомобиль с двигателем объемом от 2 до 3 л с 1 октября надо платить внушительные 1 562 800 руб. 1 января 2025 года эта цифра увеличится до 1 875 600 руб. Ранее ставка для таких машин составляла 844 800 руб.
- Что касается автомобилей с мотором от 3 до 3,5 л, то для них ставка утилизационного сбора этой осенью выросла с 970 000 до 1 974 000 руб. В следующем году платить уже придется 2 153 400 руб.
- На машины с двигателем объемом более 3,5 л действует новая ставка утилизационного сбора — 2 285 200 вместо 1 235 200 руб. С 2025 года эта цифра увеличится до 2 742 300 руб.
Кроме того, индексация утилизационного сбора затронет не только легковушки, но и коммерческий транспорт: грузовые автомобили, прицепы, автобусы и спецтехнику. Правда, произойдет это не сразу — сбор для дорожно-строительной техники увеличится только с 2025 года и ежегодно будет расти на 15%.
Почему это важно для обычных водителей
Все свои издержки продавцы традиционно включают непосредственно в цену автомобиля. Так, в одном из крупных московских дилерских центров корреспонденту Autonews.ru прямо сказали: «В убыток себе никто работать не будет». Поэтому после 1 октября рост стоимости машин — вопрос небольшого времени.
К примеру, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что с увеличением утильсбора цены на китайские модели даже в базовых версиях увеличатся примерно на 300 тыс. руб. Это около 10–20% от нынешней стоимости машин из КНР. Эксперт напомнил, что ставка на импортные автомобили теперь будет повышаться планомерно, каждый год, поэтому на нашем рынке будет устоявшийся тренд на рост цен.
Другие эксперты и участники рынка прогнозируют похожие цифры. Например, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша оценила возможное увеличение цен на автомобили в России в четвертом квартале 2024 года в 10–15%.
Как заявил Autonews.ru независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов, осенью текущего года новые автомобили могут стать дороже на 10%. Аналогичного мнения придерживается президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин.
Что будет с локализованными машинами
На данный момент в России представлены 40 китайских автомобильных марок. Однако собственным производством в нашей стране могут похвастаться лишь некоторые из них. Например, Haval, Kaiyi, BAIC, SWM, Foton, JMC, Forthing, DFSK и Jetour.
Также в Москве налажена сборка продукции марки «Москвич». Под этим брендом в столице собирают китайские модели JAC.
Как заявили корреспонденту Autonews.ru в Минпромторге, «индексация утилизационного сбора не окажет серьезного влияния на стоимость отечественных автомобилей». В ведомстве объяснили, что локализованным в России производителям доступен ряд мер государственной поддержки.
Напомним, за локализацию компаниям начисляются баллы. Чем больше их количество, тем серьезнее господдержка, согласно подписанному специнвестконтракту.
Например, за локализацию сварки и окраски кузова или кабины начисляют 400 и 500 баллов соответственно. Штамповка не менее 30% стоит 100 баллов; не менее 70% — 300 баллов (за исключением автобусов). За использование российского металла, включая алюминий, не менее 70% общей массы кузова начисляют 200 баллов. При этом надо помнить, что высокий уровень локализации производства сейчас имеет только АвтоВАЗ.
Шапарин считает, что и компании со своим производством в России не смогут удержать нынешние цены на свои машины. По словам эксперта, утильсбор — это мощный фактор инфляции. «Поэтому корректировать цены в сторону повышения придется автопроизводителям, которые выпускают машины в нашей стране», — подчеркнул он.
Ограничения для серых импортеров