branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Земфира Ахтямова
Подписаться на Telegram-канал

Фуры: каких размеров и видов они бывают и что в них перевозят

Перевозка фурами — одна из самых востребованных услуг на рынке логистики. Какими бывают фуры, сколько стоят, с какой категорией можно за руль — читайте в материале Autonews.ru
Фото: Art Konovalov / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Art Konovalov / Shutterstock / FOTODOM

Что такое фура

Словом «фура» в разговорной речи называют большие грузовики. Оно заимствовано из немецкого, так в Германии называли крытые повозки и телеги. С развитием автомобильной промышленности функции телеги перешли к прицепам разных видов. К концу XX века слово «фура» в русском языке стало ассоциироваться с полуприцепами для тягачей. Особенно часто его начали использовать во второй половине XX века, когда Советский Союз установил тесные экономические связи с Восточной Германией и между странами активно курсировали грузовики.

Фото: MakDill / Shutterstock / FOTODOM Статьи 13 сентября Дефицит дальнобойщиков в России: чем это грозит и что будет с ценами
Фото: JuiceCo / Shutterstock / FOTODOM Коммерческий транспорт 27 августа Сколько зарабатывает дальнобойщик и как им стать

Сегодня под «фурой» понимают как полуприцеп, так и транспортирующий его тягач без разделения на отдельные части автопоезда. Также этим словом описываются все виды полуприцепов (существует более десяти разновидностей). В отличие от прицепов, где масса груза приходится на раму и колеса, полуприцеп одной стороной опирается на тягач. Это позволяет выгоднее распределять вес, перекладывая часть его на колеса автомобиля.

Фото: CHROMORANGE / Bilderbox / Global Look Press
Фото: CHROMORANGE / Bilderbox / Global Look Press

Какими бывают фуры

Фуры бывают разных типов. Каждая из них создана для конкретных задач. Они различаются по размерам, грузоподъемности, типу кузова и другим параметрам.

Грузоподъемность фуры

Грузоподъемность фур варьируется в зависимости от вида транспортного средства и перевозимого груза. Например, для доставки грузов массой от 15 до 100 т используются тяжеловозы. Их основное предназначение — транспортировка строительной техники и частей промышленных конструкций. Грузоподъемность фур-тяжеловозов напрямую зависит от количества осей полуприцепа — их может быть от двух до десяти.

Самый популярный грузовик, еврофура, может перевозить в среднем 20–25 т. Она имеет габариты полуприцепа 13,6х2,45 м. Такие размеры обусловлены оптимальным размещением в кузове стандартных европалет: 11 рядов по три штуки. Обычно на них перевозят бревна, пиломатериалы, технику, оборудование.

Для доставки больших объемов скоропортящейся продукции используются изотермические фуры. Средняя грузоподъемность таких грузовиков 20 т. А для более требовательных продуктов (например, мяса или молока) разработаны специальные фуры-рефрижераторы грузоподъемностью 3–5 т. От предыдущей разновидности грузовиков отличаются тем, что внутри дополнительно установлен климат-контроль.

Фото: txakel / Shutterstock / FOTODOM
Фото: txakel / Shutterstock / FOTODOM

Иногда для перевозки негабаритных грузов используются специальные прицепы, длина которых может достигать внушительных значений. Как правило, в ход идут сцепки из нескольких прицепов. Грузоподъемность таких автопоездов может составлять сотни тонн, а общая длина — более 100 м.

Размеры фур

Автопоезд

  • Длина: 16–20 м (в зависимости от комбинации прицепов)
  • Ширина: 2,45–2,5 м
  • Высота: до 4 м

Еврофура

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

  • Стандартная длина: 13,6 м
  • Ширина: 2,45–2,5 м
  • Высота: 2,6–2,7 м

Фура с полуприцепом

  • Длина полуприцепа: 12–13,6 м
  • Ширина: 2,45 м
  • Высота: 2,6–3 м

Фура с рефрижератором

  • Длина: 13,4–13,6 м
  • Ширина: 2,45 м
  • Высота: 2,6–2,7 м

Контейнеровоз

Фото: Walter G. Allgöwer / imagebroker.com / Global Look Press
Фото: Walter G. Allgöwer / imagebroker.com / Global Look Press

  • Длина:12,5–12,7 м
  • Ширина: 2,5 м
  • Высота: 2,6 м

Автоцистерна

  • Длина: 10–12 м
  • Ширина: 2,5–2,55 м
  • Высота: 3–3,8 м

Лесовоз

  • Длина: 7–14 м
  • Ширина: 2,5–2,55 м
  • Высота: 3–4 м

Фото: Victor Lisitsyn / Global Look Press
Фото: Victor Lisitsyn / Global Look Press

Кузов фуры

Тентовые

Самая распространенная разновидность кузова. Состоит из платформы, которая крепится на рамную конструкцию, и евротента, натягивающегося поверх кузова (изготавливается из брезента либо ПВХ). Последняя деталь может сниматься, отодвигаться в сторону сзади или сбоку по принципу занавеса.

Шторные

Один из подвидов тентованных полуприцепов. Обычно тент состоит из трех частей: двух боковых и одной потолочной. Это обеспечивает удобство и скорость проведения погрузки и разгрузки. Также этот вид фур для перевозки грузов оснащен задними запорными порталами.

Фото: John Eveson / imagebroker.com / Global Look Press
Фото: John Eveson / imagebroker.com / Global Look Press

Бортовые

Представляют собой платформу без крыши с откидными или съемными бортами по бокам. Обычно такие автомобили применяются для транспортировки стройматериалов, труб, металлических конструкций. При необходимости дополнительно можно установить евротент.

Шторно-бортовые

Эта разновидность похожа на предыдущий вариант, но оснащена раздвижными стенками, что облегчает погрузочно-разгрузочные работы. Благодаря жестким ограничителям груз защищен от падения при крутых поворотах, но крепление тентами все-таки не помешает.

Самосвальные

Отличие этих фур в том, что они имеют наклонный механизм. Благодаря ему происходит наклон платформы и можно провести более быструю разгрузку. Бывают одно-, двух- и трехсторонними. Первые считаются наиболее простыми и бюджетными в техобслуживании.

Сколько стоит фура

Фото: CHROMORANGE / Bilderbox / Global Look Press
Фото: CHROMORANGE / Bilderbox / Global Look Press

Средняя стоимость фуры зависит от назначения и комплектации транспортного средства. Ориентировочные цены для различных типов фур:

  • еврофура — 6–10 млн руб.;
  • рефрижератор — 7–12 млн руб.;
  • автоцистерна — 5–9 млн руб.;
  • лесовоз — 4–8 млн руб.;
  • самосвал — 4,5–9 млн руб.

Производители фур

Volvo

Volvo FH Aero
Volvo FH Aero (Фото: Volvo Trucks)

Компания Volvo Trucks — один из мировых лидеров по производству тяжелых грузовиков. Она специализируется на создании комфортных и технологически оснащенных фур для долгих маршрутов. В 1928 году с конвейера завода сошел первый 1,5-тонный грузовик Volvo. Грузовые автомобили этой марки сразу прославились высоким качеством сборки и надежностью, что выгодно их отличало от моделей конкурентов. Самая популярная модель Volvo FH впервые появилась в 1993 году и до сих пор остается флагманом компании. Большинство моделей этой серий, кроме Швеции, собирают филиалы Volvo в Канаде, Австралии и Бразилии.

Mercedes-Benz

Mercedes-Benz Actros
Mercedes-Benz Actros (Фото: Mercedes-Benz)

Mercedes-Benz выпускает грузовики с 1926 года. Компания фокусируется на создании современных тягачей с высокоэффективными двигателями и системами помощи водителю. Постоянная модернизация по обновлению технических характеристик модели вывела компанию в лидирующие европейские производители по выпуску тягачей магистрального типа. Одна из самых популярных моделей Mercedes-Benz Actros появилась в 1996 году и с тех пор остается эталоном среди дальнемагистральных фур.

Scania

Scania R 450
Scania R 450 (Фото: Scania)

Компания была основана в 1891 году в Швеции. Scania разрабатывает свои грузовики с акцентом на топливную эффективность и экологичность, предлагая модели, работающие на биодизеле и природном газе. Одной из самых популярных моделей является Scania R-серия. Этот тягач премиум-класса оснащен инновационными системами, такими как адаптивный круиз-контроль и системы мониторинга слепых зон, что делает его идеальным для сложных и длительных маршрутов.

КамАЗ

КамАЗ-54901
КамАЗ-54901 (Фото: КамАЗ)

КамАЗ — крупнейший российский производитель грузовых автомобилей, выпускающий технику для коммерческого и военного использования с 1976 года. Самая известная модель — КамАЗ-5490, которая подходит как для внутрироссийских, так и для международных перевозок. КамАЗ специализируется на тягачах для тяжелых условий эксплуатации, предлагая прочные и выносливые машины.

Американские фуры

Freightliner FLD
Freightliner FLD (Фото: Freightliner)

В США грузовики называют траками (truck в переводе с английского — «грузовик»). Американский тягач — это, по сути, однокомнатная квартира на колесах. В нем есть все необходимое для полноценного отдыха. Среди производителей грузовиков лидируют такие производители, как Freightliner, Kenworth и Peterbilt. Эти фуры известны своими мощными двигателями и длинными капотами, что отличает их от европейских аналогов. Визитной карточкой американских траков является Freightliner FLD. Он выпускается с 2007 года. Этот грузовик с характерным длинным «носом» и вертикальной решеткой радиатора получил известность благодаря своему каноничному дизайну.

Китайские фуры

Sinotruk HOWO T7H
Sinotruk HOWO T7H (Фото: gogotruck.ru)

Китайские грузовые автомобили ценят за хорошие технические характеристики и привлекательную стоимость. Плюсом является и то, что в них используются агрегаты и системы мировых производителей. Номером один по экспорту грузовиков по всему миру является компания Sinotruk. Грузовики Sinotruk используются более чем в 100 странах. Они отличаются высоким уровнем качества и комфортабельностью. Высоким спросом пользуются грузовые автомобили и самосвалы HOWO. Они представляют собой новое поколение техники. Дополнительный плюс — недорогая эксплуатация.

Какая категория прав нужна на фуру

Чтобы водить грузовой автомобиль, необходимы права категории С. Они позволяют управлять грузовиками тяжелее 3,5 т, без прицепа или с прицепом до 750 кг. Однако, для того чтобы управлять тягачом с прицепом тяжелее 750 кг, потребуется категория СЕ. Для ее получения сначала нужно открыть категорию С, отработать год по этой категории, и только после этого можно переходить к обучению на СЕ.

Фото: Jens BÃttner / dpa / Global Look Press
Фото: Jens BÃttner / dpa / Global Look Press

Просто заявить о стаже недостаточно. Необходима запись в трудовой книжке. Обучение на вождение грузовика, как и на легковой автомобиль, можно пройти в автошколе. Срок обучения на категорию С составляет около шести месяцев, а на категорию СЕ можно доучиться за месяц при наличии категории С или D.

После завершения курса обучения необходимо сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД. При подаче документов нужно предоставить паспорт, медицинское заключение, свидетельство о прохождении обучения и квитанцию об оплате госпошлины.

Читайте также: