В России с 1 октября одновременно с повышением ставки утилизационного сбора начал действовать новый порядок ввоза автомобилей из стран ЕАЭС. В первую очередь правительство подобными мерами хочет серьезно ограничить так называемый серый импорт. Autonews.ru с помощью профессиональных продавцов решил разобраться, как это нововведение повлияет на российский рынок и что происходит в автосегменте в соседних странах.
Что изменилось
Правительство с 1 октября максимально затруднило деятельность продавцов, которые оформляли автомобили в странах ЕАЭС, а затем продавали их в нашей стране. Такая схема, которую эксперты называли «белорусской лазейкой», помогала импортерам снизить таможенную стоимость и, следовательно, выставить машину на продажу по более низкой цене.
Однако теперь если с момента ввоза авто в ЕАЭС не прошло 12 месяцев, то при его попадании в Россию утильсбор для владельца будет коммерческим. Как итог — «белорусская лазейка» перестает действовать, а импорт из соседних стран, скорее всего, сократится.
Впрочем, в беседе с Autonews.ru заместитель директора компании «WestMotors Белоруссия» Максим Пархимович порядок растаможки автомобилей в Белоруссии не стал называть откровенной лазейкой. Речь тут может идти только о некоторых льготах в этом вопросе. Он подчеркнул, что в этой стране все машины возрастом до трех лет растаможиваются исключительно через оценку таможенной стоимости с привлечением государственных экспертов.
«Поэтому случаи занижения таможенной стоимости тут просто исключены. Однако такая проблема наблюдалась в Киргизии. И изначально вся эта история с повышением утильсбора в России связана именно с киргизским трафиком», — уверен Пархимович.
«Вешалки» и сокращение импорта
Специалист по независимой технической экспертизе транспортных средств компании «Автобарон» Никита Набока спрогнозировал уменьшение количества поставляемых автомобилей в Россию из Казахстана и Белоруссии. Однако эксперт подчеркнул, что ужесточение импорта не сможет кардинально изменить отечественный рынок.
Заместитель директора компании «WestMotors Белоруссия» Максим Пархимович также ожидает падения импорта в Россию из соседних стран. Нововведение правительства России он назвал фактически «заградительной мерой» ввоза автомобилей, растаможенных не в нашей стране.
«При этом мы ожидаем увеличения потока машин в Россию, которые уже год как растаможены в Белоруссии», — заявил эксперт.
Схожее мнение высказал генеральный директор компании LFA Service, специализирующейся на подборе, доставке и ремонте автомобилей из-за границы, Ярослав Полозов. Он уверен, что, несмотря на новые ограничения, российские водители без европейских, японских и американских машин не останутся. При этом эксперт признал возможное сокращение импорта моделей из Белоруссии по причине проблемной логистики. По его словам, это неминуемо приведет к дополнительному вовлечению заинтересованных лиц, которые облегчают «проезд» машин на российский рынок. Итог — подорожание автомобилей, ввозимых из стран ЕС, на сотни тысяч рублей и даже более.
«Многие компании пользуются услугами так называемых вешалок («серые» продавцы. — Autonews.ru), которые снижают таможенные сборы вполовину за счет оформления на граждан, подпадающих под льготы. Так или иначе регистрация автомобиля после таможни является обязательным пунктом. Другое дело, что в какой-то момент лавочка может прикрыться, как не так давно случилось с киргизской таможней, после чего владельцам пришлось доплачивать пошлины», — рассказывает Полозов.
Также специалист предупредил о рисках потери самой машины в связи со сложной логистикой. Правда, тут российские ограничения ни при чем. Скорее речь о западных санкциях, которые регулярно ужесточаются. По его словам, из-за сложной цепочки поставок автомобиль может просто «раствориться», не доехав до границы. Также известны прецеденты, когда заказанная модель терялась еще в порту.
Рост цен у «соседей»
По словам Набоки, ситуация на российском автомобильном рынке в некоторой степени влияет и на соседние страны. В связи с интересом со стороны отечественных клиентов в Белоруссии и Казахстане повысился спрос на ввозимые машины. Это привело к удорожанию автомобилей в этих странах. Впрочем, эксперт назвал этот рост цен незначительным.
«Тенденции рынка показали, что увеличение спроса приводит к удорожанию логистики импортируемых в эти страны автомобилей. Этот фактор можно назвать основным. Кроме того, повышенный спрос сам по себе прогнозирует удорожание цен от собственников в этих странах», — подчеркнул Набока.
В свою очередь, Пархимович считает, что увеличившийся спрос россиян на автомобили из Белоруссии и Казахстана не привел к росту стоимости машин в этих странах. По его словам, гораздо сильнее на ценообразование влияют другие факторы. Например, колебания курсов валют, логистика и количество предложений.
«Надо понимать, что маржинальность — это не просто условные «хотелки» продавца, она всегда ограничена многими факторами», — подчеркнул он.