Китайские автопроизводители буквально за пару лет смогли практически полностью захватить российский рынок и останавливаться на этом не собираются. Дальнейшие планы компаний из КНР секретом ни для кого не являются — это экспансия в Европу. Autonews.ru с помощью профильных экспертов решил разобраться, когда в ЕС станет столько же китайских машин, как и в России, почему местные власти собираются с этим бороться и что из этого получится.
«Доступность и инновации»
Как считает руководитель отдела комиссионных продуктов ГК «Альфа-Лизинг» Максим Давиденко, конкуренция китайских брендов с европейскими в странах ЕС неизбежна. Однако это произойдет с куда меньшей скоростью, чем в России. Причина в том, что у европейских брендов сильнее позиции на своих рынках и есть господдержка.
Впрочем, в 2024 году в некоторых странах Европы автомобилисты уже стали отдавать предпочтение китайским автомобилям, а не продукции собственных автоконцернов. В качестве примера эксперт привел Бельгию, которая стала третьей страной в рейтинге государств по объему импорта машин из КНР. Так, за январь—апрель текущего года туда было ввезено более 40 тыс. китайских автомобилей. Более весомые показатели импорта транспортных средств из этой азиатской страны только в России — свыше 110 тыс. штук и Мексике — около 65 тыс. единиц.
«Основной причиной такого выбора является доступная стоимость китайских авто, а косвенными — инновационные технологии и дизайн. Тормозит экспансию автопрома КНР в государствах Евросоюза сопротивление стран ЕС в виде заградительных мер на импорт авто из Китая, например повышение таможенных пошлин или утилизационного сбора», — объяснил Давиденко.
Аналогичного мнения придерживается независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. Он привел статистику, из которой следует, что в прошлом году китайские автоконцерны реализовали в Европе почти 900 тыс. своих автомобилей.
«Это говорит о том, что население стран Евросоюза уже оценило преимущества машин из КНР», — подчеркнул эксперт.
Tesla под угрозой
Как рассказал в беседе с корреспондентом Autonews.ru Давиденко, электрокары из КНР стали настолько популярны в странах ЕС, что их глобальные продажи уже практически сравнялись с уровнем реализации электромобилей Tesla. Так, за второй квартал текущего года продажи китайских электрокаров в мире оказались всего на 18 тыс. единиц меньше, чем моделей Илона Маска.
В свою очередь, Тузов напомнил, что особый спрос на электромобили из Китая привел к тому, что власти европейских стран уже начали расследование в отношении «зеленых» машин из КНР на предмет субсидирования. Его результатом наверняка станет увеличение ввозных пошлин на такие модели.
Заградительные меры не спасут европейский автопром
Главное отличие от ситуации с Россией вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр видит в том, что в Европе китайские марки наступают в первую очередь с электрическими моделями. Эксперт подчеркнул: тут им даже играет на руку политика европейских властей по пересаживанию местных водителей на «зеленые» машины. В результате среди электрокаров местные автолюбители все больше отдают предпочтение «китайцам». И не в последнюю очередь — из-за цены.
«В такой ситуации европейских автопроизводителей не спасут никакие заградительные пошлины. Дело в том, что китайский автомобиль дает гораздо больше по опциону при более низких ценах», — отметил эксперт.
Давиденко считает: cложность для «европейцев» представляет то, что китайские производители штурмуют рынок ЕС не только через импорт, но и налаживают локальное производство в этих странах. Таким образом, они максимально усложняют задачу по внедрению заградительных мер.
В качестве примера он привел китайский автоконцерн SAIC, который несколько лет назад приобрел производственные мощности Rover. Теперь на них выпускают автомобили под европейским брендом MG и продают в ЕС.
«В настоящее время еще несколько китайских автопроизводителей рассматривают варианты открытия производства на территории ЕС, и, думаю, это только начало», — добавил эксперт.
«Консерватизм продлит жизнь»
Впрочем, по мнению Яна Хайцеэра, в ближайшее время такой ситуации с ростом популярности «китайцев», как в России, в Европе не случится. Спасти местных автопроизводителей должны (во всяком случае, в диапазоне двух-трех лет) несколько факторов.
«Тут, конечно, нужно учитывать консерватизм европейских водителей, который продлит жизнь европейским машинам на некоторый срок. Дело в том, что люди не смогут перестроиться в условные пять минут, даже если в какой-то момент машины из КНР технически будут перевешивать модели местных брендов. На это понадобится время. Также машины с ДВС европейских марок по-прежнему выглядят более привлекательной покупкой, нежели аналогичные китайские. Тут последним предстоит еще поработать», — отметил эксперт.
Кроме этого, он напомнил, что у некоторых моделей из КНР отсутствует международная сертификация. Для того чтобы эти автомобили смогли появиться в Европе, должно пройти некоторое время.
Поле битвы — Париж
Серьезность в намерениях китайцев к глобальной экспансии на европейский рынок в полной мере продемонстрировал Парижский автосалон. Участие в нем приняли девять марок из КНР с впечатляющим набором новинок. Причем практически все из них — электрифицированные.
Например, китайский BYD, который ранее пытался повысить свою узнаваемость на континенте, став спонсором чемпионата Европы по футболу, продолжил эту кампанию и продемонстрировал в столице Франции электрический кроссовер Sea Lion 07. Причем эту модель на моторшоу сразу же негласно окрестили «убийцей» Tesla Model Y.
Хорошо известный в России GAC показал электрический кроссовер V со сверхбыстрой зарядкой, а также очень мощный (1225 л. с.) гиперкар Hyptec SSR. Все эти машины китайцы продают под отдельной маркой Aion.
Также в Париже дебютировало сразу несколько интересных лифтбеков. Например, Dongfeng показал публике модель Forthing S7, который обладает одним из самых низких коэффициентов аэродинамического сопротивления у серийных автомобилей (0,191). В свою очередь, китайский стартап Xpeng выбрал Парижский автосалон в качестве площадки для глобальной премьеры электрического лифтбека P7+. На одном заряде этот автомобиль может проехать до 710 км.
Однако самым эффектным дебютом на Парижском моторшоу отметилась китайская Aito. Компания представила на выставке сразу свою линейку кроссоверов — M5, M7 и M9. При этом до столицы Франции все эти машины добирались своим ходом. Всего автомобили проехали по территории 12 стран, преодолев более 15 тыс. км. На это у них ушло 38 дней.
Что касается цен на китайские модели, то в Европе они будут стоить дороже, чем на домашнем рынке. К примеру, в Париже китайская премиальная марка Hongqi объявила цены сразу на несколько своих моделей. Так, седан EH7 в Европе будет стоить минимум €49,9 тыс. (386,5 тыс. юаней). В Китае цены на роскошную четырехдверку стартуют от 229 800 юаней (€29, 6 тыс.). За кроссовер Hongqi EHS7 в Европе будут просить минимум €53,9 тыс. Примечательно, что этот автомобиль в самом Китае еще даже не продается.
Чего боятся в Европе
Президент Франции Эмманюэль Макрон, прогулявшись по выставке (и даже посидев за рулем Renault R5), заявил о «тяжелых временах» для европейского автопрома. Виноват в этом, по его мнению, Китай. Как заявил глава государства, автомобильная промышленность Европы столкнулась с серьезными вызовами, вызванными конкуренцией с автопроизводителями из КНР. Также президент Франции пожаловался на сокращение европейского рынка.
«В такие моменты необходимо защитить себя, чтобы создать равные условия», — подчеркнул Макрон.
В аналогичной манере на Парижском моторшоу высказался генеральный директор BMW Оливер Ципсе. По его словам, европейский автопром в ближайшее время может попасть фактически в зависимость от КНР. Причина — переход стран ЕС на электрокары, литий-ионные аккумуляторы для которых, в свою очередь, поставляют из Китая. На этом фоне Ципсе призвал власти отказаться от запрета на машины с ДВС, который может заработать в Европе к 2035 году.
Между тем генеральный директор Stellantis Карлос Таварес во время своего выступления прокомментировал инициативу по повышению тарифов на китайские электромобили в Европе. По словам топ-менеджера, это абсолютно бессмысленное предложение, которое принесет вред лишь европейскому автопрому. Таварес уверен, что на фоне ввода этих ограничени, китайцы просто-напросто откроют свои заводы на территории Европы. В результате из-за избыточных мощностей некоторые местные автопроизводители попросту будут вынуждены закрыться.
Напомним, что этим летом ЕС взвинтил тарифы на импорт китайских электрокаров почти до 40% в зависимости от производителя. Ожидается, что такие ограничительные меры должны помочь противостоять засилью недорогих автомобилей из КНР в Европе.