Что такое роторный двигатель
Роторный двигатель (роторно-поршневой, или РПД) — это бензиновый двигатель внутреннего сгорания, использующий вместо привычных поршней с шатунами ротор треугольного сечения, вращающийся в полости корпуса. Отсутствие упомянутых тяжелых компонентов, а также коленвала и газораспределительного механизма позволяет получить легкий, компактный ДВС с высокой мощностью уже при небольшом рабочем объеме.
Первым серийным автомобилем с РПД стал миниатюрный Spider немецкой компании NSU, выпускавшийся с 1964 по 1967 год тиражом 2375 экземпляров. Работы по совершенствованию РПД, отличавшихся большим расходом топлива, в большинстве стран прекратились с началом нефтяного кризиса 1973 года, когда из-за резкого роста цен на бензин экономичность превратилась в одну из ключевых характеристик мотора. В СССР, взяв за образец роторный двигатель NSU, АвтоВАЗ после ряда неудач создал РПД (1,3 л, 140 л.с.), который уже в постсоветский период устанавливался на ВАЗ 21079 для спецслужб. Окончательно работы по роторной тематике в Тольятти свернули лишь в 2004 году.
Дольше других (до 2012 года) РПД на своих моделях использовала Mazda. Она же в 2023 году и вернула этот двигатель под капот своего компактного кроссовера МХ-30 в гибридной версии e-Skyactiv R-EV, но уже исключительно в качестве привода генератора для зарядки тяговой батареи, питающей электромотор на передней оси. Здесь РПД почти постоянно работает в установившемся, максимально экономичном режиме с приемлемым количеством вредных выбросов. Обнулить их позволит перевод РПД на водородное топливо. Такие проекты находятся в стадии разработки. В настоящее время РПД применяются и на некоторых моделях боевых дронов.
Кто придумал роторный двигатель
Еще одно имя роторного двигателя — ванкель по аналогии с дизелем, названным в честь Рудольфа Дизеля, изобретателя ДВС с самовоспламенением рабочей смеси. Впрочем, у РПД не один родитель. Автором концепции роторно-поршневого двигателя был Вальтер Фройде, руководитель группы инженеров компании NSU. Там же после Второй мировой войны работал Феликс Ванкель, долгое время занимавшийся созданием специальных уплотнений, без которых невозможно обеспечить достаточный ресурс РПД. Истории было угодно, чтобы именем нарицательным стала фамилия Ванкель.
У первого опытного образца РПД ротор был неподвижен, а вращался сам корпус двигателя, но такая схема оказалась нерациональной, и от нее при проектировании мотора, пошедшего в серию в конце 1950-х, отказались в пользу ставшей классической версии с вращающимся ротором. NSU продала лицензию на выпуск РПД почти сотне автомобильных компаний, в том числе большому количеству японских.
Принцип работы роторного двигателя
Главными компонентами РПД являются:
- Ротор треугольного сечения со скругленными вершинами, выполняющий роль поршней и шатунов в классическом ДВС, которые отвечают за передачу крутящего момента. Роторов может быть не один, а пара.
- Статор (корпус) с внутренней овальной полостью, внутри которой вращается ротор, создавая при своем перемещении отдельные серповидные камеры, в которых происходит образование рабочей смеси, ее сжатие и воспламенение с последующим удалением отработавших газов.
- Специальные уплотнители на поверхностях ротора, контактирующих со статором. Уплотнители обеспечивают надежную герметизацию камер, образующихся при вращении ротора.
- Впускные и выпускные окна в стенках статора, заменяющие вместе с ротором классический механизм газораспределения с кулачковыми валами и клапанами.
- Эксцентриковый вал, обеспечивающий вращение ротора внутри полости статора по сложной траектории и воспринимающий крутящий момент (как коленвал в классическом ДВС), который затем через трансмиссию передается на колеса.
- Система смазки.
- Система охлаждения.
- Форсунки (ранее — карбюраторы) для подготовки рабочей смеси.
- Свечи зажигания.