Октябрь нынешнего года преподнес автомобильному рынку целый ряд не самых приятных сюрпризов. С 1-го числа в стране повысился утильсбор, что сразу привело к пересмотру цен на машины, а в конце месяца ключевая ставка ЦБ достигла 21%, что напрямую сказалось на стоимости автокредитов.
Autonews.ru связался с представителями московских дилерских центров. На условиях анонимности они рассказали о реальном положении дел с продажами автомобилей в России после очередных изменений.
«Брать кредит стало невыгодно»
Представитель бывшего московского дилерского центра Mercedes-Benz (сейчас компания продает «всю Германию и Китай по параллельному импорту»), который представился Игорем С., в беседе с Autonews.ru подтвердил снижение продаж автомобилей. По его словам, в первую очередь это связано с ростом ставки кредитования. А он стал закономерным следствием увеличения ключевой ставки ЦБ.
«Например, если мы берем сегмент условно доступных премиальных автомобилей в рамках до 8–9 млн руб., то раньше все эти модели покупались в основном через банковские продукты. Однако с нынешней ставкой рефинансирования брать кредиты стало просто невыгодно. Итог закономерен», — объяснил продавец.
По мнению другого сотрудника крупного московского дилерского центра по имени Александр Т., тренд на снижение покупательской активности начал прослеживаться уже в середине сентября и дальше шел уже по нарастающей. Он также считает, что основной причиной тут стал рост ключевой ставки (13 сентября ее подняли с 18 до 19%, а 26 октября — до 21%).
«Ставка растет уже третий раз за квартал. Смотрите, я сейчас нахожусь в отделе корпоративных продаж, у нас есть практически все китайские бренды — Haval, Chery, Geely и так далее. Практически все машины покупаются в лизинг на юрлиц. В результате роста ставки в космической прогрессии расчеты по лизингу стали просто сумасшедшими. Клиенты уже не знают, что делать и чего дальше ждать. Поэтому этот стоп и произошел», — пожаловался он.
«Выгребли все стоки в Германии»
Что касается дорогих автомобилей ценой более 20 млн руб., то тут сложилась другая проблема. Эти модели оказались у дилеров в дефиците. Как объяснил Игорь С. из дилерского центра Mercedes-Benz, причина нехватки эксклюзивных иномарок у дилеров — сокращение производства таких автомобилей на заводах в Германии.
«Этот сегмент, наоборот, не страдает без внимания клиентов. Повышенные цены тут абсолютно не пугают. Однако дорогих машин в хороших комплектациях просто нет в наличии. На данный момент фактически все уже выгребли из дилерских стоков в Германии», — подчеркнул продавец.
Также на нехватку дорогих иномарок пожаловался один из менеджеров столичной компании, которая занимается поставками по параллельному импорту машин преимущественно из Европы. По его словам, в сложившейся ситуации наиболее правильным решением будет переход на работу исключительно под заказ.
«Что касается более доступных моделей премиальных брендов, то их возить в связи со всеми изменениями в законодательстве становится невыгодно. Сейчас у нас остаются модели из старых партий, что будет дальше, прогнозировать пока не могу», — рассказал он.
«Ситуация — полный штиль»
Также на серьезное падение продаж пожаловался один из старших менеджеров дилерского центра Chery в Санкт-Петербурге по имени Олег Г. Он связал этот тренд с повышенным спросом в конце лета — начале осени. Эту информацию подтверждает статистика «Автостата». По данным аналитиков, в сентябре продажи новых автомобилей в России выросли на внушительные 36,7% и составили 150 879 штук.
«Все, кто хотел купить машину, сделали это до 1 октября. Кому не хватало денег, воспользовались автокредитованием. Сейчас в автосалоне полный штиль. Сильного оптимизма это не внушает на фоне еще и грядущих новогодних праздников, когда покупательская активность снижается радикально», — объяснил продавец.