Продажи премиальных автомобилей вернулись к доле рынка в 10%, которую они занимали до 2022 года. При этом структура премиум-сегмента претерпела фундаментальные изменения. В пятерку самых популярных брендов в 2024 году вошли Exeed, Tank, Li Auto, BMW, Нongqi, в то время как в 2021 году топ-5 выглядел следующим образом: BMW, Mercedes-Benz, Lexus, Audi, Volvo. Такие результаты исследования Autonews.ru предоставил ГК «Автодом».
Единственный китайский премиальный бренд, представленный на российском рынке в 2021 году, Exeed, тогда реализовал 3756 автомобилей. Это примерно столько, сколько сегодня продается машин Exeed за месяц.
Кроме того, если в 2021 году китайские бренды были представлены в первую очередь бюджетными моделями, то в 2024 году картина изменилась: их доля в массовом сегменте составляет около 60%, в то время как в премиальном достигла 80%.
Эксперты выяснили, какие факторы привели к тому, что покупатели автомобилей премиум-класса доверяют китайскому автопрому больше, чем россияне, приобретающие бюджетные автомобили, и насколько долго сохранится существующее положение на рынке.
Trade-in: западные бренды как инструмент покупки китайского премиум-класса
45% клиентов ГК «Автодом» при приобретении нового авто используют программу Trade-in. Обобщив статистику за 2023-2024 годы, аналитики дилерской сети определили, что среди купивших китайский премиальный автомобиль с помощью Trade-in 44% ранее владели немецкими авто, 32% — японскими, 12% — корейскими, 6% — американскими, 4% — французскими, 2% — шведскими.
Цифры отражают, с одной стороны, распространенность марок той или иной страны в российском автопарке. С другой, можно определить тенденцию, насколько владельцы западных автомобилей премиум-класса готовы пересаживаться на новые для них бренды, отметили аналитики.
Оказалось, 73% сданных в Trade-in авто относятся к моделям премиального сегмента, 27% — массового. Из уже владевших автомобилями премиум-класса чаще других приобретали китайские премиальные авто с помощью Trade-in владельцы Mercedes-Benz (14%), BMW (12%), Lexus (11%). Из массового сегмента в премиальный наиболее активно переходили владельцы Volkswagen (17%), Toyota (15%) и Nissan (11%).
- Среди купивших Exeed с использованием Trade-in доля бывших владельцев Mercedes-Benz — 14%, BMW — 12%, Toyota — 11%;
- Обладатели Li Auto ранее владели Toyota — 12%, Audi — 10%, Infiniti — 9%;
- До приобретения Tank предпочитали Mercedes-Benz — 12%, Nissan — 11%, Jeep — 7%;
- Пересели на BYD с BMW — 17%, Mercedes-Benz — 13%, Volkswagen — 9%;
- Покупатели Hongqi ранее владели Mercedes-Benz — 11%, Lexus — 9%, Audi — 8%;
- До покупки Zeekr обладали BMW — 16%, Audi — 12%, Volkswagen — 10%.
Скептики в массовом сегменте
Несмотря на доминирующее положение в продажах новых автомобилей, общая доля «китайцев» в российском автопарке составляет чуть более 4%, что дает скептикам основание считать, что отечественные автовладельцы не торопятся пересаживаться на китайские автомобили, пояснили аналитики. В подтверждение можно привести опрос аналитического агентства «Автостат», показавший, что 27,6% отечественных автовладельцев не готовы приобретать китайские авто и еще 27,5% вынуждены, так как нет других альтернатив. На первом месте причин отказа от покупки стоит высокая цена.
Анализ цифр показывают, что они передают отношение покупателя массового сегмента. Потребители, отказывающиеся от покупки премиальных китайских машин из-за их стоимости, изначально ориентированы на бюджетные модели, представленные в основном отечественным автопромом. 27,5% заявляющих о покупке китайских автомобилей из-за отсутствия выбора, действуют в среднем и верхнем ценовом диапазоне массового сегмента, где китайские машины действительно безальтернативны. То есть большинство скептиков сосредоточено среди покупателей массового сегмента, пояснили аналитики.
В премиум-сегменте, где финансовые возможности покупателей, выше, цена не всегда становится решающим аргументом. Например, текущая стоимость нового Audi Q6 сопоставима с ценой нового Hongqi E-HS9, но в топ-10 Audi сейчас на десятом месте, а Hongqi на четвертом.