В декабре 1984 года, то есть ровно 40 лет назад, с конвейера завода в Тольятти начал сходить трехдверный хетчбэк ВАЗ-2108 с передним приводом. Выпуск модели продолжался целых 20 лет и был остановлен в 2004 году. За это время на предприятии собрали 884 657 экземпляров модели, которая приобрела в нашей стране статус культовой.
Autonews.ru вспомнил самые любопытные факты о легендарной модели, которая кардинальным образом изменила отечественный автопром.
Первый прототип и климатические тесты
Разработка ВАЗ-2108 началась еще в 70-х годах прошлого века. Правда, тогда проект еще носил название «Гамма». К примеру, первый эскиз будущей модели датируют весной 1977 года. Уже в следующем году на заводе в Тольятти был собран первый тестовый экземпляр машины.
Испытания модели по своей сложности и строгости ничем не уступали тестам современных автомобилей. Так, тестовые прототипы отправили в различные регионы страны от Средней Азии до Сибири. Цель была испытать автомобиль в разнообразных климатических и дорожных условиях.
При этом официально о разработке принципиально новой для Советского Союза модели было объявлено только в начале 1981 года. Соответствующее заявление на XXVI съезде КПСС сделал тогдашний министр автомобильной промышленности страны Виктор Поляков. Чиновник сообщил, что за разработку автомобиля отвечают тольяттинские специалисты, и пообещал, что новая переднеприводная модель ничем не будет уступать зарубежным аналогам.
Цены и название
Днем рождения легендарного ВАЗ-2108 различные источники называют сразу три даты — 17, 18 и 19 декабря 1984 года. В один из этих дней стартовало производство (правда, изначально в пуско-наладочном режиме) первого трехдверного переднеприводного хетчбэка в СССР. Полноценный серийный выпуск новой модели начался 22 декабря, а в продажу машина поступила только в следующем, 1985 году.
Мало кто знает, но официально трехдверка изначально называлась «Спутник», а экспортные вариант именовался «Самарой» (позже это название стало использоваться для всего семейства модели). Однако в народе хэтчбек стал известен по прозвищу «восьмерка». Еще одно неофициальное название (правда, не столь распространенное) — «зубило». Такое прозвище машина получила за достаточно экстравагантный дизайн для того времени.
Стоимость модели составила 8300 рублей. К примеру, средняя зарплата в стране тогда составляла чуть более 190 руб. Причем нередко автомобиль продавали по более высоким ценам из-за установленного дополнительного оборудования (прямо, как и сейчас). Например, это могли быть задний стеклоочиститель с омывателем, дополнительные ремни безопасности или обогрев заднего стекла. Наличие различных опций могло прибавить к стоимости машины около 100 руб. При этом новинка не стала самой дорогой моделью на рынке СССР — она заметно уступала в цене более премиальным «шестеркам» и «семеркам».
Также автомобиль активно экспортировался. Высокой популярностью хэтчбек пользовался в странах Восточной Европы. Однако модель также можно было встретить, к примеру, на экзотичных для СССР рынках Великобритании и Канады. Впрочем, следует признать, что экспортные машины чаще всего проходили серьезную доработку со стороны зарубежных компаний-партнеров. К примеру, этим занимались фирмы Scaldia-Volga и Deutsche-Lada.
«Клюв» и особые бамперы
Над внешностью «восьмерки» трудился советский дизайнер Владислав Пашко, до этого успевший уже поработать над культовым ВАЗ-2106 — «шестеркой». При этом многочисленные слухи, что к дизайну экстерьера советского хэтчбека приложили руку иностранные специалисты, подтверждений на данный момент не нашли.
Главная фишка во внешности «зубила» — очень своеобразная форма радиаторной решетки, которая в народе получила название «клюв». При этом такое решение встретило неоднозначную реакцию со сторон водителей (на западе такую решетку и вовсе старались сразу же заменить). Еще одним нетривиальным решением в дизайне ВАЗ-2108 стали короткие крылья с пластиковой передней маской (для защиты от сколов и коррозии). Однако все эти дизайнерские фишки ушли в прошлое после рестайлинга 1992 года.
Также машина получила мощные ударопрочные бамперы, необычные дверные ручки в стиле Porsche и тонкие стойки, а коэффициент аэродинамического сопротивления у автомобиля составил почти 0,4. Для тех времен это стало очень впечатляющим показателем.
Что касается интерьера, то «восьмерку» можно было купить с несколькими вариантами салона, которые отличались исключительно цветами и оттенками. Причем изначально главными из них были три — кирпичный, желтый и коричневый. Обшивка сидений — тканевая.
Причем тут вообще Porsche
Что касается техники, то вот тут как раз не обошлось без помощи иностранных специалистов. Выбор в этом вопросе был остановлен на компании Porsche. Соответствующий контракт с этой фирмой был заключен еще в 1980 году, и с тех пор немцы вносили свои предложения в техническую часть разработки машины. Считается, что именно они настояли на установке переднего лонжерона, который заходил в пороги пола (на тот момент такое решение уже было опробовано на новом Opel Kadett). Также немецкие специалисты активно тестировали новую модель на полигонах, после чего вносили необходимые изменения в ходовую часть советского хэтчбека.
Кроме Porsche в разработке ВАЗ-2108 приняла участие фирма UTS — «дочка» Fiat. Ее задача заключалась в помощи советским инженерам при работах над передним приводом новинки. Также на «восьмерке» активно применялись иностранные комплектующие. Так, автомобиль получил передние дисковые тормоза от Lucas, реечный рулевой механизм ZF, карбюратор Solex и шарниры Hardy Spicer.