branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Александр Воронцов
Подписаться на Telegram-канал

Что изменится для автомобилистов в 2025 году. Полный список нововведений

Машины подорожают, штрафы вырастут. Что принесет водителям 2025 год
2024 год стал для автомобилистов относительно спокойным. Но уже с 1 января вступят в силу целый ряд новелл, которые коснутся российских водителей. Рассказываем максимально подробно
Фото: Haggardous50000 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Haggardous50000 / Shutterstock / FOTODOM

Машины станут дороже

Рост стоимости автомобилей в России не останавливается никогда, притом вслед за новыми машинами становятся дороже и подержанные. Однако после 1 января 2025 года цены в автосалонах опять поползут вверх по объективной причине — из-за ежегодной индексации ставок утилизационного сбора.

Решение о ежегодной индексации утилизационного сбора было принято властями в 2024 году. С 1 октября они уже повысились на 70–85%, а с 1 января каждого нового года будут дополнительно индексироваться в пределах 20% до 2030 года. Дополнительные издержки лягут на плечи конечных покупателей.

Данная мера направлена в первую очередь на пополнение бюджета. По оценке властей, в 2024 году доходы от утильсбора на транспорт должны составить 1079,8 млрд руб., в 2025-м — 2011,5 млрд, в 2026-м — 2451,6 млрд, а в 2027-м — 2716 млрд руб. В том числе с произведенных в России — 399,5 млрд, 871,5 млрд, 1202,8 млрд и 1451,5 млрд руб. соответственно, а с импортированных — 680,2 млрд, 1140 млрд, 1248,8 млрд и 1264,6 млрд руб.

Фото: Shutterstock Утилизация 18 декабря Как утилизационный сбор влияет на цену машины и что будет после повышения
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press Статьи 23 декабря Что изменилось для водителей в 2024 году. Законы, штрафы, камеры

Напомним, что утилизационный сбор — это введенный в 2012 году единовременный платеж за будущую утилизацию каждого транспортного средства. Он зависит от вида транспорта, массы, возраста и объема двигателя, а также размера установленной базовой ставки. С 2022 года компенсация по утильсбору полностью привязана к уровню локализации продукции.

Сумма утильсбора для автомобиля с объемом двигателя от 1 до 2 л, ввезенного для перепродажи, сейчас составляет 556 200 руб. С начала 2025 года она составит 667 400 руб., а к 2030 году увеличится до 1 172 400 руб. Для автомобиля с объемом двигателя от 2 до 3 л и годом выпуска более трех лет обязательный платеж уже составляет 2 366 000 руб., с 1 января составит 2 839 400 руб., а к 2030 году достигнет 4 988 600 руб.

Гибриды и электрокары с 2025 года также вырастут в цене. Размер утильсбора с сегодняшних 32 600 руб. вырастет до 667 400 руб., а к 2030 году достигнет 1 172 400 руб. А для электромобилей старше трех лет он составит 1 174 000 руб. в 2025 году и 2 062 600 руб. к 2030 году.

Штрафы вырастут

Решение о поднятии штрафов за нарушения ПДД уже одобрено Советом Федерации. Осталась только подпись президента — и с 1 января 2025 года новые наказания вступят в силу. Суммы, с которыми придется расставаться нарушителям, вырастут в 1,5 раза, при этом скидка при своевременной оплате штрафов сократится вдвое.

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

В частности, намного более солидным штрафом будет наказываться превышение скорости. Если сейчас вилка варьируется от 500 до 5 тыс. руб., то с 1 января 2025 года она составит от 750 до 7,5 тыс. руб. Штраф за неиспользование ремня безопасности увеличится с 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.

Для удобства мы свели все изменения в таблицу:

Вид нарушения Статья КоАП Действующее наказание Будущее наказание
Управление автомобилем без пристегнутого ремня безопасности Ст. 12.6 Штраф 1 тыс. руб. Штраф 1,5 тыс. руб.
Пьяное вождение Ч. 1 ст. 12.8 Штраф 30 тыс. руб. и лишение прав на срок 1,5–2 года Штраф 45 тыс. руб. и лишение прав на срок 1,5–2 года
Передача управления пьяному водителю Ч. 2 ст. 12.8 Штраф З0 тыс. руб. и лишение прав на срок 1,5–2 года Штраф 45 тыс. руб. и лишение прав на срок 1,5–2 года
Управление автомобилем в пьяном виде водителем без прав или лишенным прав Ч. 3 ст. 12.8 Административный арест до 15 суток или штраф 30 тыс. руб. Административный арест до 15 суток или штраф 45 тыс. руб.
Отказ от проверки на опьянение Ч. 1 ст. 12.26 Штраф 30 тыс. руб. и лишение прав на срок 1,5–2 года Штраф 45 тыс. руб. и лишение прав на срок 1,5–2 года
Превышение скорости на 20–40 км/ч Ч. 2 ст. 12.9 Штраф 500 руб. Штраф 750 руб.
Превышение скорости на 40–60 км/ч Ч. 3 ст. 12.9 Штраф 1–1,5 тыс. руб. Штраф 1,5–2,5 тыс. руб.
Превышение скорости на 60–80 км/ч Ч. 4 ст. 12.9 Штраф 2–2,5 тыс. руб. или лишение прав на срок четыре-шесть месяцев Штраф 3–3,75 тыс. руб. или лишение прав на срок четыре-шесть месяцев
Превышение скорости на 80 км/ч и выше Ч. 5 ст. 12.9 Штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок шесть месяцев Штраф 7,5 тыс. руб. или лишение прав на срок шесть месяцев
Повторное превышение скорости на 40–60 км/ч Ч. 6 ст. 12.9 Штраф 2–2,5 тыс. руб. Штраф 3–3,75 тыс. руб.
Повторное превышение скорости на 60–80 км/ч Ч. 7 ст. 12.9 Штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на год Штраф 7,5 тыс. руб. или лишение прав на год
Проезд на красный сигнал светофора Ч. 1 ст. 12.12 Штраф 1 тыс. руб. Штраф 1,5 тыс. руб.
Повторный проезд на красный сигнал светофора Ч. 3 ст. 12.12 Штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок четыре-шесть месяцев Штраф 7,5 тыс. руб. или лишение прав на срок четыре-шесть месяцев
Езда по обочине Ч. 1 ст. 12.15 Штраф 1,5 тыс. руб. Штраф 2,5 тыс. руб.
Выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия Ч. 3 ст. 12.15 Штраф 1–1,5 тыс. руб. Штраф 1,5–2,5 тыс. руб.
Выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления, не связанный с объездом препятствия Ч. 4 ст. 12.15 Штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок четыре-шесть месяцев Штраф 7,5 тыс. руб. или лишение прав на срок четыре-шесть месяцев
Повторный выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления, не связанный с объездом препятствия Ч. 5 ст. 12.15 Штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на год Штраф 7,5 тыс. руб. или лишение прав на год
Несоблюдение требований разметки и знаков Ч. 1 ст. 12.16 Штраф 500 руб. Штраф 750 руб.
Поворот налево или разворот в неположенном месте Ч. 2 ст. 12.16 Штраф 1–1,5 тыс. руб. Штраф 1,5–2,5 тыс. руб.
Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением Ч. 3 ст. 12.16 Штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок четыре-шесть месяцев Штраф 7,5 тыс. руб. или лишение прав на срок четыре-шесть месяцев
Повторное движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением Ч. 3.1 ст. 12.16 Штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на год Штраф 7,5 тыс. руб. или лишение прав на год
Несоблюдение требований разметки и знаков, запрещающих стоянку или остановку Ч. 4 ст. 12.16 Штраф 1,5 тыс. руб. Штраф 2,5 тыс. руб.
Несоблюдение требований разметки и знаков, запрещающих стоянку или остановку, в Москве и Санкт-Петербурге Ч. 5 ст. 12.16 Штраф 3 тыс. руб. Штраф 4,5 тыс. руб.
Движение по выделенной полосе Ч. 1.1 ст. 12.17 Штраф 1,5 тыс. руб. Штраф 2,5 тыс. руб.
Движение по выделенной полосе в Москве и Санкт-Петербурге Ч. 1.2 ст. 12.17 Штраф З тыс. руб. Штраф 4,5 тыс. руб.
Непредоставление преимущества скорой помощи, полиции Ч. 2 ст. 12.17 Штраф 3–5 тыс. руб. или лишение прав до года Штраф 4,5–7,5 тыс. руб. или лишение прав до года
Нарушение ПДД, которое привело к причинению легкого вреда здоровью Ч. 1 ст. 12.24 Штраф 2,5–5 тыс. руб. или лишение прав на срок 1–1,5 года Штраф 3,75–7,5 тыс. руб. или лишение прав на срок 1–1,5 года
Нарушение ПДД, которое привело к причинению вреда здоровью средней тяжести Ч. 2 ст. 12.24 Штраф 10–25 тыс. руб. или лишение прав на срок 1,5–2 года Штраф 15–37,5 тыс. руб. или лишение прав на срок 1,5–2 года

Одновременно с увеличением размеров штрафов с 1 января 2025 года снижается скидка за своевременную оплату: если раньше она составляла 50%, то будет — только 25%. Однако срок, в течение которого можно оплатить штраф со скидкой, увеличится с 20 до 30 дней.

Проверять ОСАГО начнут камеры

В 2025 году камеры автоматической фиксации нарушений начнут проверять наличие полисов ОСАГО. Однако штрафовать за нарушение с помощью камер пока будет нельзя — речь идет лишь о тестовом режиме. Решение о начале полноценной автоматической фиксации машин без полиса автогражданки будет приниматься по итогам тестирования.

Фото: AntonSAN / Shutterstock / FOTODOM
Фото: AntonSAN / Shutterstock / FOTODOM

В ходе тестового периода собственникам транспорта, на который не оформлены полисы ОСАГО, через «Госуслуги» будут рассылаться уведомления о необходимости оформить страховку. Предполагается, что тестовый период продлится 12 месяцев.

Проверка полисов ОСАГО камерами уже началась в отдельных регионах страны. Но это лишь первый этап долгосрочной программы. Вторым шагом станет сопоставление данных в системах АИС страхования и сведений «Госуслуг» об автомобилях граждан. Третьим этапом должно стать заблаговременное оповещение граждан о приближающемся окончании договора ОСАГО.

Действие ОСАГО распространится на Белоруссию

Закон о создании единой системы ОСАГО для России и Белоруссии был подписан президентом России 30 ноября 2024 года. Полноценно функционировать эта система начнет с 1 января 2025 года.

Нововведение означает, что «синяя» карта для поездок в Белоруссию станет необязательной. С начала 2025 года российский полис ОСАГО по-прежнему будет работать только в России, но опционально можно будет оформить и международный полис, номер которого внесут в единую систему союзного государства. Оформлять такие полисы будут как в бумажном, так и в электронном виде. Предъявлять документ сотрудникам ГАИ также можно будет как в бумажном, так и в электронном виде.

Стоимость международных полисов пока не определена, однако уже известно, что она будет рассчитываться в пределах тарифного коридора, границы которого определит РСА. Расширение действия страховки будет оформляться дополнительным соглашением, а в самом договоре сделают соответствующую отметку. Ожидается, что на расширенные полисы ОСАГО придется до 10–15% от всех договоров по автогражданке.

Штраф за повторное отсутствие ОСАГО поднимут

В 2025 году штраф за повторную езду без ОСАГО существенно увеличится. Соответствующий законопроект уже принят Госдумой и одобрен в Совете Федерации. В соответствии с документом, за первое нарушение водителя оштрафуют на те же 800 руб., что и сейчас, а при повторном нарушении штраф составит от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Точная сумма будет определяться сотрудником ГИБДД в зависимости от обстоятельств.

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

Пока за езду без ОСАГО существует два наказания — штраф 500 и 800 руб. В первом случае — если страховка оформлена, но водитель не смог предъявить полис сотруднику ГИБДД, во втором — если полиса нет в принципе. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что из-за слишком легкого наказания за отсутствие полиса ОСАГО водители не стремятся его оформлять — дешевле платить штрафы в случае поимки.

Полис ОСАГО станет не нужен при регистрации ТС

С 1 марта 2025 года автогражданку окончательно исключат из перечня документов, обязательных для предъявления в ГАИ при регистрации транспортного средства. Соответствующие поправки были приняты Госдумой летом 2024 года.

Нововведение призвано упростить жизнь гражданам, которые купили автомобиль, но ездить на нем сразу не планируют. Правда, чтобы доставить машину в отделение ГАИ, придется пользоваться эвакуатором, поскольку ездить по дорогам без автогражданки нельзя — за это предусмотрен штраф. С марта полис ОСАГО исключается из списка необходимых документов как при первичной постановке на учет, так и при смене владельца.

Техосмотр подорожает

С начала 2025 года в России вырастет стоимость техосмотра. В среднем цену на услугу поднимут на 7,3–7,5%.

Тарифы на техосмотр в России устанавливают власти регионов, поэтому в разных субъектах страны они разные. Самые низкие тарифы установлены на 2025 год в Ивановской и Кемеровской областях, а также в ЛНР (менее 1 тыс. руб.), самые высокие — в Краснодарском крае, Ненецком автономном округе и Амурской области (более 1,5 тыс. руб.).

Номера без флага окажутся вне закона

С 1 января 2025 года номера без российского триколора окажутся вне закона. 22 декабря 2024 года в базе Росстандарта появилось утвержденное изменение в ГОСТ Р 50577-2018, в соответствии с которым «на регистрационных знаках со световозвращающим покрытием обязательно наличие изображения Государственного флага Российской Федерации (наличие изображения Государственного флага Российской Федерации на регистрационных знаках типов 9–11 факультативно)».

Фото: Nurik-92 / DRIVE2.RU
Фото: Nurik-92 / DRIVE2.RU

Исключение сделано для дипломатических номеров красного цвета. Кроме того, разрешаются выдача и использование госномеров без флага, изготовленных до 31 декабря 2024 года, следующих типов:

  • тип 1Б — желтые госномера для такси и пассажирских автобусов;
  • типы 20, 21 и 22 — голубые госномера для транспортных средств МВД России.

Все остальные номера без триколора с 1 января 2025 года окажутся вне закона. Именно в этот день вступят в силу поправки в ГОСТ. За белый госномер без триколора будет грозить предупреждение или штраф 500 руб.

Налоги и акцизы поднимут

С 1 января 2025 года вырастут таможенные сборы на ввоз автомобилей. Новые расценки установлены с учетом инфляции и затрат на оформление. В среднем рост стоимости таможенных сборов составит от 20 до 38% — он будет привязан к цене ввозимого автомобиля.

В частности, машины из Кореи, Японии, Китая стоимостью от 450 тыс. до 1,2 млн руб. будут оформляться за 4269 руб. (+1169 руб. к величине сбора за 2024 год). Сбор на автомобили стоимостью 5 млн руб. вырастет с 15 500 до 21 344 руб. А вот модели стоимостью 10 млн руб. и выше решено оформлять, как и прежде, за 30 тыс. руб.

Материалы по теме: