Запустили, но остановили
Завод компании Mercedes-Benz в России на момент открытия в 2019 году был едва ли не главным по значимости среди всех автосборочных предприятий иностранных брендов на территории страны. Площадка затачивалась под выпуск седанов E-Class, а также кроссоверов GLC, GLE и GLS. Предприятие требовалось не только для более плотного освоения российского рынка немецкой компанией, но и для ее повсеместного участия в государственных тендерах. С 2014 года госзакупки автомобилей иностранных марок были законодательно ограничены, к тендерам допустили лишь предприятия, подписавшие соглашение о промышленной сборке на территории России. Немцам пришлось озаботиться постройкой завода и заключением специнвестконтракта.
Ежегодно из ворот подмосковного предприятия должны были выезжать по 20–25 тыс. новеньких «Мерседесов», однако время показало, что этим планам сбыться не суждено. В 2022 году концерн свернул бизнес в России, и уже осенью стало известно, что «Мерседес-Бенц мануфэкчуринг рус» продаст предприятие холдингу «Автодом». Позднее эта информация нашла официальное подтверждение: сделку завершили в апреле 2023 года, при этом Mercedes сохранил за собой право обратного выкупа российского бизнеса по рыночной цене в течение шести лет.
Тогдашний глава Минпромторга, а ныне первый вице-премьер Денис Мантуров заявил, что предприятие сохранит свой профиль и продолжит выпускать легковые автомобили, однако какие именно, до недавних пор оставалось загадкой. Предполагалось, что в роли технологических партнеров выступит некий премиальный китайский бренд. Наиболее очевидным кандидатом на эту роль экспертам виделся Hongqi. В итоге ни «Автодом», ни правительство Московской области, ни Минпромторг имя конкретного партнера так и не назвали. В июне 2024 года «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщил, что на подмосковной площадке наладят сборку Exeed. По информации источников РБК, эти автомобили могут поступить в продажу под новой маркой Maxeed. О планах выпускать машины под своим брендом заявлял и гендиректор и совладелец «Автодома» Андрей Ольховский. Пока данный бренд официально не запущен.
Для прояснения ситуации на предприятии в середине января 2025 года Autonews обратился за комментарием в ГК «Автодом». Аналогичный запрос был направлен в правительство Московской области. Правда, комментариев мы так и не дождались. А посему решили посетить площадку самостоятельно.
«Заморозили», но не полностью
Кстати, в январе 2024 года Autonews уже наведывался в подмосковное Есипово и сделал несколько любопытных снимков. Тогда на территории промышленного объекта обнаружились лишь завезенные из Китая кроссоверы неизвестной марки под защитными чехлами. Свободное пространство предприятия использовали для складирования техники, предназначенной для продажи в дилерских центрах холдинга. Помимо крупных кроссоверов, коих насчитывалось несколько сотен, на территории завода стояли грузовики китайского бренда Sinotruk. Тяжелых машин на тот момент тоже удалось насчитать в районе сотни.
На момент визита в январе 2024 года ничто не указывало на активный производственный процесс, хотя предприятие и не было законсервировано. На парковке удалось насчитать около 150 машин, вероятно, сотрудников завода, а подъездные пути и внутренняя территория были расчищены от снега, но какого-то серьезного движения внутри объекта не наблюдалось.
Согласно ранее сделанным заявлениям Ольховского, в 2024 году в Есипово планировалось выпустить около 30 тыс. легковушек, а в перспективе нарастить объемы производства до 100 тыс. штук в год. По его словам, тестовая сборка машин уже запущена.
Что удалось найти
Наша новая поездка на завод оставила двойственные впечатления. На первый взгляд, за год на нем мало что изменилось, однако в действительности это не совсем так. Деятельность площадки остается незамеченной лишь для широкой общественности и тщательно маскируется от посторонних глаз.
Состояние широченной дороги (по две полосы в каждую сторону), ведущей к заводу, по-прежнему оставляет желать лучшего: кое-где не справляется ливневка, а асфальт местами основательно просел. Заводская остановка для общественного транспорта выглядит так, будто не используется с добрый десяток лет: стекла побиты, нет ни самих людей, ни их следов, ни транспорта для их перевозки. За несколько часов наблюдений мимо завода не проехало ни одного автобуса, как не было замечено и ни единого человека.
Но это вовсе не значит, что предприятие приказало долго жить. На парковке для машин сотрудников завода нам удалось насчитать в районе полутора сотен транспортных средств — примерно столько же, что и годом ранее. Пара-тройка автомобилей успели даже выехать и въехать, но большой активности по-прежнему не наблюдалось.