Что произошло
Официальная информация об изменении ставок утилизационного сбора на автомобили в Белоруссии была опубликована на Национальном правовом интернет-портале 30 января, а первые слухи о грядущем повышении распространились еще раньше, 28 января. В постановлении Совмина от 28.01.2025 № 50 за подписью премьер-министра Романа Головченко приводятся новые ставки «утиля», которые вступят в силу с 10 февраля 2025 года. Власти Белоруссии своим решением фактически приравняли размер своего утилизационного сбора к российским уровням. Меры направлены в том числе на пресечение серых схем ввоза транспортных средств в Россию через соседнее государство.
Какие сейчас ставки утильсбора в Белоруссии
В соответствии с документом, на автомобили до трех лет с мотором объемом до 1 л новая ставка «утиля» составит 184,6 тыс. российских рублей, на машины старше трех лет — 471,2 тыс. руб. В России с 1 января суммы сбора составляют 180,2 и 460 тыс. руб. соответственно.
За новые машины с моторами объемом от 1 до 2 л придется платить 683,7 тыс. руб., а в возрасте старше трех лет — 1,2 млн руб. Для сравнения, российские показатели — 667,4 тыс. и 1,174 млн.
В отношении машин с двигателями объемом от 2 до 3 л в Белоруссии будут действовать ставки в 1,92 млн (новые) и 2,9 млн (от трех лет) российских рублей. В России — 1,87 и 2,84 млн руб. соответственно.
Ставки на модели с моторами на 3–3,5 л выросли до 2,2 млн руб. и 3,38 млн руб. соответственно. Наши ставки — 2,15 и 3,3 млн руб.
На модели с моторами свыше 3,5 л придется платить «утиль» в размере 2,8 и 3,7 млн руб. Для сравнения, в России — 2,74 и 3,6 млн руб.
Важно, что это так называемые «коммерческие» ставки. В отношении физических лиц, которые ввозят в Белоруссию транспорт для личного пользования, продолжат действовать льготные ставки. Они, по сути, остались старыми: 15,7 и 23,7 тыс. руб. в отношении новых и подержанных машин соответственно. Для сравнения, российские ставки — 3,4 и 5,2 тыс. руб. Воспользоваться льготой могут «физики», ввозящие в страну за год не более одного автомобиля с мотором объемом не более 3 л. Автомобиль должен находиться в собственности гражданина не менее 12 месяцев с момента ввоза. В противном случае таможня пересчитает «утиль» с льготного на «коммерческий» и потребует заплатить недоимку. Никаких новых ограничений в документе не содержится. А вот в отношении электромобилей пониженная ставка утилизационного сбора больше применяться не будет.
Как утильсбор в Белоруссии повлияет на Россию
Профильные эксперты, с которыми пообщался Autonews, сошлись во мнении, что повышение утильсбора на автомобили в Белоруссии почти никак не повлияет ни на поставки транспортных средств в Россию, ни на стоимость автомобилей.
Эксперт по подбору машин с пробегом и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов считает, что постановление не скажется на российском авторынке вообще никак.
«После 1 октября 2024 года (вступления в силу новых правил начисления утильсбора) через Белоруссию в Россию почти ничего не завозится. Теперь автомобили, растаможенные в Белоруссии, подпадают под коммерческий «утиль», поэтому смысла в таких поставках нет никакого. Ввозятся единичные экземпляры. Для сравнения, раньше через Белоруссию шла примерно треть всего потока», — конкретизировал Чернов.
Эксперт добавил, что существуют автомобили, которые ввозить через Белоруссию немного выгоднее, чем напрямую. Но речь идет об очень дорогих машинах вроде BMW X5 или X7. «У каждой машины своя уникальная математика в зависимости от вводных: где купили, какая реальная стоимость в инвойсе, сколько она стоит по каталогам таможни», — пояснил он.
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр в беседе с Autonews также заверил, что нововведения коснутся исключительно граждан Белоруссии. Они продолжат пользоваться определенными льготами. Что до корпоративных, коммерческих поставок, никаких изменений для нас не произойдет.
«По-прежнему будет выгодно привезти машину в Белоруссию, если у нее высокий утилизационный сбор, и потом привезти к нам, заплатив «утиль», — считает Хайцеэр. Если ввоз осуществит юрлицо и растаможит машину в Белоруссии, а потом привезет ее в Россию ранее чем через год, то «утиль» придется заплатить второй раз — такой же большой, как и у нас.
«Никакой трагедии не произошло: выстрелило громко, а в жизни все тихо», — резюмировал эксперт.