branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Александр Воронцов
Подписаться на Telegram-канал

Массовый переход на электрокары под угрозой. При чем тут Трамп

Эксперт Воронцов объяснил, как Трамп виноват в снижении перспектив электрокаров
В начале 2025 года мировой автопром вновь оказался на распутье: сроки перехода ЕС на электрокары выглядят недостижимыми, а Трамп хочет вернуться в эпоху маслкаров. Что дальше?
Спрос на электрокары оказался ниже прогнозов, транспорт на ископаемом топливе снова в игре
Спрос на электрокары оказался ниже прогнозов, транспорт на ископаемом топливе снова в игре (Фото: Hendrik Schmidt / dpa / Global Look Press)

«Переворот» в США

С возвращением в президентское кресло США Дональда Трампа американский лидер в первый же день пересмотрел курс на «зеленые» автомобили в пользу транспорта на ископаемом топливе. Большим и прожорливым ДВС дан карт-бланш. Трамп анонсировал отмену жестких норм по экономии топлива, продвигавшихся прежней администрацией США. Под регуляторную гильотину попали многие другие законы о технологиях. Процесс требует пересмотра ряда законодательных актов и растянется во времени, но стратегический курс взят, и он принципиально другой.

Ранее обязательная политика в продвижении электрокаров в США уступает место истинному потребительскому выбору, за счет которого Трамп намерен добиться экономического роста и естественного продвижения инноваций.

В тексте исполнительного приказа говорится, в частности, об отмене «требования об электромобилях» и «содействии истинному выбору потребителей, который необходим для экономического роста и инноваций». По мнению Трампа, добиться последнего можно путем устранения нормативных барьеров для доступа к автомобилям и обеспечения потребителю равных условий для выбора. Также в документе говорится об исключениях из правил по выбросам, которые мешают продажам машин с ДВС. Параллельно ставится вопрос об отмене несправедливых субсидий и других необоснованных рыночных искажений в пользу электрического транспорта. Фактически они вынуждают граждан и учреждения покупать «зеленый» транспорт и повышают стоимость других типов транспортных средств.

Президент США Дональд Трамп Новости 3 февраля Трамп пригрозил ЕС пошлинами на автомобили. Реакция Евросоюза
Фото: Chip Somodevilla / Getty Images Статьи 7 ноября 2024 Самые громкие заявления президента США Трампа об автопроме

Трамп намерен не просто ликвидировать так называемый мандат на электрокары, но и ослабить стандарты вредных выбросов от автомобилей с ДВС. По факту это означает, что автопроизводители вновь смогут выпускать «грязные» машины с многолитровыми моторами. Америка движется семимильными шагами в подзабытую эпоху маслкаров.

Под удар Трампа уже попало финансирование зарядных станций для «электричек»: все агентства должны немедленно приостановить выплату средств на данные цели. Свернуты, в частности, Национальная программа развития зарядной инфраструктуры и программы дискреционных грантов на зарядную и заправочную инфраструктуру. Руководителям агентств поручено выявить правила, которые «налагают неоправданное бремя» на «выбор транспортных средств потребителями».

Пока американцы продолжают покупать электрокары и гибриды, но спрос на них может упасть в 2025 году
Пока американцы продолжают покупать электрокары и гибриды, но спрос на них может упасть в 2025 году (Фото: Frank Hoermann / Sven Simon / Global Look Press)

Похожие шаги Трамп предпринимал и в свое первое президентство. В частности, в 2020 году он поручил Агентству по охране окружающей среды ослабить ужесточение требований к экологичности и экономичности новых автомобилей. Планом предусматривалось снижение средних выбросов CO2 на 5% ежегодно до 2025 года, однако динамику в итоге снизили до 1,5% в год до 2026 года. Напомним, что администрация Обамы планировала сократить выбросы на 26–28% по сравнению с уровнями 2005 года к 2025 году, а Байдена — на 50–52% к 2030 году. Последняя цель более чем вдвое превышала предыдущие обязательства страны в рамках Парижского соглашения по климату 2015 года. Администрация Трампа вышла из Парижского соглашения и прекратила все федеральные усилия по сокращению внутренних выбросов.

Торговые войны

Снижением экологических норм и снятием привилегий с электрокаров Трамп не ограничился: президент США ввел новые пошлины на товары из Канады, Мексики и Китая, касающиеся автопрома, хоть пока и поставил их на паузу. До 90% компонентов для автомобильных производств поставляются в США из соседней Мексики — импорт из этой страны станет дороже сразу на 25%. Из Мексики в Штаты ввозится ежегодно и более 2,3 млн готовых автомобилей. Там собираются в том числе машины марок GM, Ford, Honda, Toyota, Nissan, BMW и Volkswagen. На китайские товары пошлину тоже подняли — плюс 10%.

Пока американцы продолжают покупать электрокары и гибриды, но рост спроса на них может существенно упасть или полностью остановиться уже в течение 2025 года. Хотя 2024 год стал в этом плане рекордным: по данным Kelley Blue Book и Cox Automotive, в США было продано 1,3 млн электрокаров и гибридов — на 7,3% больше, чем в 2023 году.

Автопром ЕС лихорадит

Дотянулись руки Трампа и до европейского автопрома: президент США уже пообещал ввести пошлины на европейские товары, в том числе на машины, сославшись на то, что европейцы не хотят приобретать автомобили из США, в то время как американцы машины из ЕС активно покупают.

Президент США Дональд Трамп резко ослабил ужесточение требований к экологичности и экономичности новых автомобилей. Не за горами возврат к маслкарам
Президент США Дональд Трамп резко ослабил ужесточение требований к экологичности и экономичности новых автомобилей. Не за горами возврат к маслкарам (Фото: Aaron Schwartz / CNP/ AdMedia / Global Look Press)

Брюссель в долгу не остался и подготовил ответ на действия Трампа. По итогам двухдневной встречи министров промышленности и торговли стран ЕС, проходившей в Варшаве, разработан общий подход к внешним партнерам, включая США, в связи с возможным введением Трампом пошлин в отношении товаров из Европы. Кстати, еще до выборов нынешний американский президент назвал предполагаемый размер пошлины — 20%.

Власти ЕС нацелены на дипломатическое урегулирование вопроса посредством конструктивного взаимодействия. «Но в то же время совершенно ясно, что, если по нам будут нанесены несправедливые или произвольные удары, мы ответим жестко», — заверил еврокомиссар Марош Шефчович. Глава ЕК Урсула фон дер Ляйен подтвердила готовность к жестким действиям по отношению к США. 3 февраля Америку предупредили о последствиях в случае введения пошлин. Риторику поддержали ключевые лидеры стран ЕС — президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц. Глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен, выступая на международном экономическом форуме в Давосе, подчеркнула, что экономики ЕС и США тесно связаны между собой и что партнерам следует сохранять баланс, работая сообща: «Разрыв связей в мировой экономике ни в чьих интересах».

Электрокары «разрядились»

Тем временем в Германии, автомобильная промышленность которой терпит настоящее бедствие, за 2024 год электрокаров было продано на 27,4% меньше, чем за предшествующий год. Покупателей нашли лишь 380 609 новых электромобилей.

Масштабное падение стало следствием отмены субсидий, на которых, как оказалось, держалась популярность «зеленого» транспорта. Без возобновления поддержки «электричек» локомотив европейского автопрома рискует пойти под откос. По итогам 2024 года на электрокары в Германии пришлось 13,5% совокупных продаж, но спрос на гибриды подрос на 12,7% (до 33,6%). Напомним, что в декабре 2023 года правительство Германии отменило субсидию в размере до €4,5 тыс. для покупателей электромобилей.

В Европе машины с ДВС стали самыми популярными в 2024 году — на них пришлось 35,2% совокупных продаж
В Европе машины с ДВС стали самыми популярными в 2024 году — на них пришлось 35,2% совокупных продаж (Фото: Julian Stratenschulte / dpa / Global Look Press)

Охотнее всего граждане важнейшего авторынка ЕС в 2024 году покупали машины с обычными ДВС — на них пришлось 35,2% совокупных продаж. Реализация дизельных машин упала на 0,7%, до 483 261 единиц — на такую технику пришлось 17,2% рынка.

Отмененная в конце 2023 года поддержка электрокаров распространялась как на покупателей таких машин (субсидия в €4,5 тыс.), так и автопроизводителей. Последним государство компенсировало €2,25 тыс. за каждое транспортное средство.

Основные надежды немцы связывают с выборами, намеченными на 23 февраля: канцлер Олаф Шольц уже предложил новую программу поддержки, которую одобрили влиятельные политики.

Сроки перехода могут изменить

В феврале 2025 года Урсула фон дер Ляйен заверила, что цели ЕС по достижению нулевого уровня выбросов «высечены в камне», но пообещала урезать многие экологические, социальные и управленческие правила Еврокомиссии. Сроки перехода на экологически чистый транспорт рискуют сдвинуться на более отдаленную перспективу.

Автомобильная промышленность ЕС столкнулась с рядом негативных факторов, мешающих этому переходу. В их числе падение продаж электрокаров, сокращение персонала на площадках европейских поставщиков компонентов, снижение выпуска автомобилей и рост конкуренции с китайскими «электричками». Последние давно стали реальной угрозой всему автопрому «старой школы». Уже сейчас порядка 65% европейских поставщиков пытаются удержать прибыль выше критического порога инвестиций в 5%.

Расследование в отношении чрезвычайно низкой стоимости китайских машин было запущено в 2023 году, а в июне 2024 года ЕС ввел заграждающие пошлины на китайские электрокары. В Европе посчитали, что автопром Поднебесной держится исключительно на масштабных вливаниях в отрасль со стороны китайского правительства. По подсчетам экономистов, несмотря на все усилия Европы, к 2030 году Союз суммарно потеряет почти 8 млрд долларов от поставок дешевых «электричек» из Китая.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен (Фото: Philipp von Ditfurth / dpa / Global Look Press)

Урсула фон дер Ляйен фактически признала кризис европейского автопрома и призвала глав автомобильных концернов и еврокомиссаров разработать стратегию спасения отрасли. План действий должен быть готов к 5 марта.

Со сроками полного перехода на электрокары Европа определилась еще в 2022 году: процесс должен завершиться к 2035 году. План предполагает полный запрет на продажу и регистрацию новых машин с двигателями внутреннего сгорания. Многие ключевые игроки (Volkswagen, Jaguar, Ford, Bentley Motors, Peugeot, Citroen и Fiat) такое решение поддержали и даже обещали исполнить его раньше обозначенного срока.

В свете нарастающего кризиса в автопроме и сокращения поддержки перехода на экологически чистый транспорт осуществление первоначальных планов может сдвинуться. К примеру, в Audi еще в июле 2024 года заявили, что продолжат модернизировать ДВС для использования их в составе гибридов, а Ford сократил расходы на выпуск электромобилей на $12 млрд.

Читайте также: