«Переворот» в США
С возвращением в президентское кресло США Дональда Трампа американский лидер в первый же день пересмотрел курс на «зеленые» автомобили в пользу транспорта на ископаемом топливе. Большим и прожорливым ДВС дан карт-бланш. Трамп анонсировал отмену жестких норм по экономии топлива, продвигавшихся прежней администрацией США. Под регуляторную гильотину попали многие другие законы о технологиях. Процесс требует пересмотра ряда законодательных актов и растянется во времени, но стратегический курс взят, и он принципиально другой.
Ранее обязательная политика в продвижении электрокаров в США уступает место истинному потребительскому выбору, за счет которого Трамп намерен добиться экономического роста и естественного продвижения инноваций.
В тексте исполнительного приказа говорится, в частности, об отмене «требования об электромобилях» и «содействии истинному выбору потребителей, который необходим для экономического роста и инноваций». По мнению Трампа, добиться последнего можно путем устранения нормативных барьеров для доступа к автомобилям и обеспечения потребителю равных условий для выбора. Также в документе говорится об исключениях из правил по выбросам, которые мешают продажам машин с ДВС. Параллельно ставится вопрос об отмене несправедливых субсидий и других необоснованных рыночных искажений в пользу электрического транспорта. Фактически они вынуждают граждан и учреждения покупать «зеленый» транспорт и повышают стоимость других типов транспортных средств.
Трамп намерен не просто ликвидировать так называемый мандат на электрокары, но и ослабить стандарты вредных выбросов от автомобилей с ДВС. По факту это означает, что автопроизводители вновь смогут выпускать «грязные» машины с многолитровыми моторами. Америка движется семимильными шагами в подзабытую эпоху маслкаров.
Под удар Трампа уже попало финансирование зарядных станций для «электричек»: все агентства должны немедленно приостановить выплату средств на данные цели. Свернуты, в частности, Национальная программа развития зарядной инфраструктуры и программы дискреционных грантов на зарядную и заправочную инфраструктуру. Руководителям агентств поручено выявить правила, которые «налагают неоправданное бремя» на «выбор транспортных средств потребителями».

Похожие шаги Трамп предпринимал и в свое первое президентство. В частности, в 2020 году он поручил Агентству по охране окружающей среды ослабить ужесточение требований к экологичности и экономичности новых автомобилей. Планом предусматривалось снижение средних выбросов CO2 на 5% ежегодно до 2025 года, однако динамику в итоге снизили до 1,5% в год до 2026 года. Напомним, что администрация Обамы планировала сократить выбросы на 26–28% по сравнению с уровнями 2005 года к 2025 году, а Байдена — на 50–52% к 2030 году. Последняя цель более чем вдвое превышала предыдущие обязательства страны в рамках Парижского соглашения по климату 2015 года. Администрация Трампа вышла из Парижского соглашения и прекратила все федеральные усилия по сокращению внутренних выбросов.
Торговые войны
Снижением экологических норм и снятием привилегий с электрокаров Трамп не ограничился: президент США ввел новые пошлины на товары из Канады, Мексики и Китая, касающиеся автопрома, хоть пока и поставил их на паузу. До 90% компонентов для автомобильных производств поставляются в США из соседней Мексики — импорт из этой страны станет дороже сразу на 25%. Из Мексики в Штаты ввозится ежегодно и более 2,3 млн готовых автомобилей. Там собираются в том числе машины марок GM, Ford, Honda, Toyota, Nissan, BMW и Volkswagen. На китайские товары пошлину тоже подняли — плюс 10%.
Пока американцы продолжают покупать электрокары и гибриды, но рост спроса на них может существенно упасть или полностью остановиться уже в течение 2025 года. Хотя 2024 год стал в этом плане рекордным: по данным Kelley Blue Book и Cox Automotive, в США было продано 1,3 млн электрокаров и гибридов — на 7,3% больше, чем в 2023 году.
Автопром ЕС лихорадит
Дотянулись руки Трампа и до европейского автопрома: президент США уже пообещал ввести пошлины на европейские товары, в том числе на машины, сославшись на то, что европейцы не хотят приобретать автомобили из США, в то время как американцы машины из ЕС активно покупают.