Представьте, что вы покупаете новый автомобиль на маркетплейсе. Оплачиваете всю сумму по карте целиком и дальше в волнении ждете звонка от менеджера, имея на руках буквально ничего, только чек о покупке в цифровом виде на электронной почте. Звучит рискованно? Я прошел через это, набил свои шишки, узнал, чем это может быть выгодно. Делюсь.
Зачем покупать автомобиль на маркетплейсе
О том, что автомобили в России стало можно покупать на маркетплейсах, мы слышим уже несколько лет, причем от официальных представительств самых разных марок, от китайских легковых брендов до грузовиков «КАМАЗ». Но с конца 2024 года на рынке сложились условия, когда о такой покупке задумался я сам.
Во-первых, мне действительно необходимо было обновить автомобиль. Начиная по меньшей мере с 2022 года казалось, что машины постоянно дорожают и возможности купить новую сейчас нет. В экономике это называется отложенным спросом, когда необходимость в новой вещи есть, а возможности для ее приобретения нет.
К концу 2024 года потребность в новом личном автомобиле обострилась необходимостью сменить машину с механической коробкой передач на модель с «автоматом». Цены при этом, если судить по официальным прайс-листам, начинались от 1,75 млн за самого простого «китайца» до минимум 2,1 млн за тоже китайскую модель, но хотя бы не самого бюджетного уровня.
Но тут случилось «во-вторых». С одной стороны, Центробанк в очередной раз увеличил ключевую ставку, что сделало автокредиты очень дорогими и фактически обрушило планы дилеров и представительств по продаже машин именно в кредит. С другой — правительство объявило о существенном увеличении утильсбора с 1 января 2025 года, что заставило все те же представительства в конце 2024 года ввезти как можно больше машин по прежним ставкам.
![Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/08/347389141782086.jpeg)
В итоге зимой 2024–2025 года на рынке скопилось достаточно большое количество новых машин, продать которые в кредит оказалось проблематично. Потому представительства и дилеры стали предлагать скидки и искать альтернативные возможности для распродажи стоков при условии полной оплаты покупателем, в том числе через маркетплейсы.
Что побудило к личной покупке
В конце 2024 года в семье стал вновь обсуждаться вопрос о смене машины. Это было вызвано желанием близких знакомых продать свой автомобиль. Мне предложили Kia Rio X-Line конца 2019 года выпуска в топовой комплектации и с небольшим пробегом 39 тыс. км за 1 950 000 руб. с обещанием отдать его по знакомству за 1 800 000. Выглядело все равно дорого, но я начал изучать возможность такой сделки.
В итоге я узнал, что, во-первых, Kia Rio X-Line того же года с тем же пробегом и автоматом, но в более скромной комплектации предлагаются по цене от 1,5 млн руб.
Попытка торга с продавцом ни к чему не привела: минимум 1,8 млн за машину, которой вот-вот должен был пойти шестой год от роду. И тут на журналистскую почту пришел пресс-релиз: по акции новый китайский кроссовер, отвечавший всем указанным требованиям, предлагался на маркетплейсе со скидкой. Стоимость в пресс-релизе не называлась, но машина быстро нашлась на том самом маркетплейсе за 1,77 млн руб.
Речь о Chery Tiggo 4 Pro, который по прайс-листу должен стоить 2,1 млн руб. Сразу оговорюсь, это уже снятая с производства модель. Сейчас ее место занял рестайлинговый Chery 4, но он на несколько сотен тысяч рублей дороже. И все же предложение выглядело выгодным.
Платить только сразу
Первое условие покупки на маркетплейсе — оплата банковской картой сразу всей суммы. То есть полная сумма покупки должна быть на банковском счете.
Взять кредит невозможно. Но можно оплатить кредитной картой, в том числе с беспроцентным периодом. Вполне реально. Главное условие — оплатить всю покупку одной картой. То есть на кредитку надо было доложить сумму в виде разницы между ценой машины и кредитным лимитом.
![Фото: LookerStudio / Shutterstock / FOTODOM](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/63/347389147091632.jpeg)
Сбор всей суммы у меня занял некоторое время. Пришлось торопиться, так как названная цена на автомобиль действовала только 10 дней и количество машин было ограниченно.
Оплата происходит напрямую картой на сайте маркетплейса. При этом, в отличие от других товаров, нет разницы в оплате картой любого банка или картой банка самого маркетплейса — в последнем случае, как правило, предоставляется скидка, но тут ее не было.
Дальше — момент тревоги. Средства уже списались, но больше ничего не происходит. Разве что на почту приходит уведомление. Только спустя три часа мне позвонил менеджер и объяснил, как будет происходить передача автомобиля.
От опций можно отказаться
Чуть ли не первым делом менеджер автосалона попросил сообщить номер мобильного телефона покупателя: маркетплейс его скрывает. Получив нужную информацию, он скинул в мессенджер список дополнительного оборудования. Как оказалось, оно стоит в три-четыре раза дороже, чем на том же маркетплейсе. Например, салонные коврики у дилера стоили 5 тыс. руб., но на площадке нашлись в три раза дешевле.
Отказ от всего списка опций не вызвал у менеджера никаких вопросов — нет так нет. Он тут же связал меня с коллегой из страхового отдела, которая предложила полисы КАСКО и ОСАГО. Цена первого показалась адекватной, и я согласился: то, что машина прибудет уже со страховкой от несчастного случая вроде падения с эвакуатора, звучало привлекательно. А вот ОСАГО уже на другом маркетплейсе нашлось на 5 тыс. руб. дешевле.
С ОСАГО, правда, возникла сложность. Если размер шин для покупки зимнего комплекта менеджер сообщил сразу, то номер VIN, без которого ОСАГО не купить, удалось узнать только за пару часов до получения машины.
Как прошла передача автомобиля
Машину привезли прямо к дому через три дня — на день раньше оговоренного срока. Обещали предупредить за несколько часов. Но в реальности доставщик позвонил буквально за десять минут до прибытия.
Доставку осуществил эвакуатор на базе ГАЗ «Валдай» с редкой надстройкой — крытым опускаемым кузовом для перевозки машин. Это позволило доставить автомобиль чистым — можно было удостовериться в его целостности.