branding imagebranding image
РБК АВТО
Шины Илья Калинчиков
Подписаться на Telegram-канал

Что такое бескамерная шина и как отличить ее от камерной

Все про бескамерные шины: чем отличаются, плюсы и минусы, стоит ли покупать
Сегодня легковую покрышку с баллоном внутри встретить практически невозможно. Почему бескамерки навсегда вытеснили классику, разбирался Autonews.ru
Бескамерная шина на сегодняшний день является практически безальтернативным вариантом покрышек для легковых автомобилей всех классов
Бескамерная шина на сегодняшний день является практически безальтернативным вариантом покрышек для легковых автомобилей всех классов (Фото: Fauzi Muda / Shutterstock / FOTODOM)
  1. Что такое бескамерная шина
  2. Устройство
  3. Плюсы
  4. Минусы
  5. Отличия бескамерной шины от камерной
  6. Камерная или бескамерная шина: что лучше?
  7. Можно ли в бескамерную шину поставить камеру

Что такое бескамерная шина

Бескамерная шина — это шина, которая держит форму без применения внутреннего надувного баллона — камеры. На сегодняшний день является практически безальтернативным вариантом покрышек для легковых автомобилей всех классов. Среди ключевых составляющих «бескамерки» можно отметить следующие.

  • Протектор. Тот самый рисунок, которым любят хвастаться производители шин в презентациях новых моделей. Именно протектор является связующим звеном между машиной и поверхностью, обеспечивая сцепление с дорогой.
  • Боковины. Если протектор считать «крышей» покрышки, то боковины выполняют функцию стен. А края боковин прилегают к колесному диску, что обеспечивает герметичность колеса.
  • Брекер. Слой из металлических прорезиненных нитей, связывающий протектор и основной силовой каркас (корд). Служит дополнительным усилением корда.
  • Корд. Силовой каркас шины. Состоит из металлических нитей, уложенных сплошным слоем, опоясывающим покрышку от борта до борта. Такое расположение корда называется радиальным. Альтернативная схема — диагональное расположение корда, где укладка выполнена двумя слоями друг над другом. Брекера при этом обычно нет. Диагональные покрышки сегодня считаются устаревшими и, наравне с камерными, практически не встречаются в продаже.
  • Внутренний герметичный слой из вулканизированной резины. Обеспечивает газонепроницаемость шины. Проще говоря — не позволяет воздуху выходить из колеса.

Фото: Shutterstock Конспекты 24 мая 2022 Маркировка шин: как правильно расшифровать все знаки
Фото: NPSimage / Shutterstock / FOTODOM Конспекты 7 ноября 2024 Дошиповка зимних шин своими руками. Хитрый лайфхак

На самом деле, если досконально рассматривать структуру современной покрышки, нюансов окажется куда больше. Например, между силовым кордом и протектором может быть 5 и более различных вспомогательных слоев, выполняющих каждый свою функцию. Да и боковина не так проста, как может показаться. Одним словом, современная бескамерная шина — сложное техническое изделие, проходящее серьезную разработку и множественные испытания.

«Бескамерка» имеет ряд особенностей, которые определяют способность противостоять деформациям, разрывам, проколам и прочим повреждениям
«Бескамерка» имеет ряд особенностей, которые определяют способность противостоять деформациям, разрывам, проколам и прочим повреждениям (Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press)

Как работает бескамерная шина

Принципиальное отличие бескамерной шины от классической заключается в отсутствии этой самой камеры. Соответственно, «бескамерка» имеет ряд особенностей, которые определяют способность противостоять деформациям, разрывам, проколам и прочим повреждениям. Разумеется, до известной степени. Среди таких особенностей:

  • торцы бортов и сами борта имеют специальную форму для лучшего прилегания к закраинам диска. Ведь в отличие от собратьев с баллоном внутри, герметичность бескамерной покрышки должна быть стопроцентной;
  • вентиль с ниппелем установлены в отверстие колёсного диска, а не камеры (т.к. ее нет);
  • общая структура сложнее. Это следствие того, что все нагрузки приходится выдерживать без помощи дополнительной емкости внутри. К примеру, при изменении давления у «классики» нагрузки распределяются между камерой и покрышкой. Тогда как в бескамерной модели «тяготы» воспринимает сама шина.

Плюсы бескамерной шины

  • Масса. Бескамерные покрышки легче — а значит, ниже неподрессоренные массы, что увеличивает ресурс подвески. Заодно в плюсе оказывается плавность хода и акустический комфорт.
  • Ресурс. В сравнении с покрышками прежних поколений бескамерные модели способны проехать больше: в среднем на 10-15%.

Одно из преимуществ бескамерных шин — возможность быстрого ремонта
Одно из преимуществ бескамерных шин — возможность быстрого ремонта (Фото: Kosoff / Shutterstock / FOTODOM)

  • Ремонтопригодность. Главная проблема заключается в трудоемком процессе починки камерной шины при проколах. В случае любой разгерметизации придется разбортировать колесо для извлечения баллона. Тогда как бескамерную часто можно залатать даже не снимая с машины.
  • Комфорт. Современные бескамерные радиальные шины тише, мягче и экономичнее устаревших моделей с камерой внутри.

Минусы бескамерной шины

  • Относительная слабость боковых стенок. Как было отмечено выше, камерные модели в целом жестче. За счет чего лучше переносят глубокие асфальтовые выбоины, бордюры и подобные препятствия.
  • Требовательность к геометрии диска. Даже небольшие вмятины и дефекты обода приводят к возникновению неплотностей и подтравливанию воздуха.

Нередко от «бывалых» можно услышать еще один довод: дескать, если бескамерка лопается на скорости, машина тут же теряет управление. А если лопнет камера внутри покрышки, последствия будут не так ужасны. Однако анализируя статистику «внезапно» лопнувших покрышек можно прийти к выводу, что почти всегда их разрыв был связан с абсолютно недопустимой степенью изношенности. А стертая и заезженная до корда резина опасна в принципе — будь она хоть камерной, хоть пустотелой.

Стертая и заезженная до корда резина опасна в принципе — будь она хоть камерной, хоть пустотелой
Стертая и заезженная до корда резина опасна в принципе — будь она хоть камерной, хоть пустотелой (Фото: Alan Budman / Shutterstock / FOTODOM)

Как отличить бескамерную шину от камерной

Еще раз отметим, что встретить сегодня камерную покрышку практически невозможно (раритеты возрастом в несколько десятков лет не в счет). Тем не менее, если возникла необходимость опознавания, первым делом нужно смотреть на маркировку. Бескамерные шины имеют надпись на боковине типа «tubeless» или «tubeless radial».

Второе отличие — вентиль. У бескамерной модели он конусообразный, а с внешней (уличной) стороны будет виден характерный ободок, служащий для удержания на диске. Тогда как вентиль камеры просто цилиндрический (не конусный) и более тонкий. Ободка нет — вентиль свободно сидит в отверстии диска.

У бескамерной модели вентиль конусообразный, а с внешней (уличной) стороны будет виден характерный ободок, служащий для удержания на диске
У бескамерной модели вентиль конусообразный, а с внешней (уличной) стороны будет виден характерный ободок, служащий для удержания на диске (Фото: BLKstudio / Shutterstock / FOTODOM)

Камерная или бескамерная шина: что лучше

Детально доводы и контраргументы были разобраны выше. А в качестве вывода можно заключить, что по сумме характеристик (если не брать в расчет цену) бескамерные покрышки в реалиях современного движения однозначно предпочтительнее.

Можно ли в бескамерную шину поставить камеру

Формально это недопустимо. Бескамерная резина имеет иную форму, не рассчитанную на установку баллона. Из-за неплотного прилегания камеры к внутренней поверхности возможен критический перегрев, самым худшим итогом которого станет врыв колеса. Тем не менее, в качестве аварийной меры установить вовнутрь современной шины камеру можно. Главное правильно подобрать размер и давление, а также не допускать превышения скорости больше 80 км/ч. Нередко камеру устанавливают и в случае повреждения диска, когда теряется герметичность между ободом и резиной. Тем не менее, ездить так на постоянной основе строго не рекомендуется.

Читайте также: