Банк России оставил ключевую ставку на уровне 21%, следует из заявления, опубликованного на сайте регулятора. Такой результат предсказывали опрошенные РБК аналитики. Редакция Autonews заранее опросила профильных экспертов на предмет того, какие сценарии возможны и как изменение ключевой ставки в большую или меньшую сторону могут сказаться на автокредитовании и на авторынке в целом.
Как ставка повлияет на автокредиты
Ключевая ставка важна прежде всего с точки зрения кредитования. По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, банки будут следить за ключевой ставкой и менять стоимость своих автокредитов в зависимости от нее. Данный процесс не станет молниеносным — он растянется на несколько недель.
«В случае изменения ключевой ставки банки постараются сохранить существующие условия для автокредитов, хотя в перспективе стоимость этих банковских продуктов будет увеличиваться не только из-за ее изменения, но и из-за инфляции, мер регулирования автомобильного рынка», — отметил эксперт.
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев в беседе с Autonews заявил, что в случае повышения ключевой ставки будет нанесен урон автобизнесу: «Кредиты подорожают еще больше, продажи будут снижаться. Последствия от роста только негативные».
Специалист считает, что рост ключевой ставки в ближайшие 2–3 месяца уронит рынок еще сильнее, до пессимистичного сценария в 1,2 млн автомобилей в год. Снижение, напротив, «подпитает кредитные механизмы» и позволит за год реализовать около 1,6 млн новых автомобилей.
![От ключевой ставки зависит стоимость автокредитов](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/49/347395216684493.jpeg)
Директор по развитию бизнеса ГК «Альфа-Лизинг» Иларион Демчиков считает, что регулятор сохранит ключевую ставку в размере 21% в феврале.
«На сегодняшний день причин для ее увеличения или снижения нет, несмотря на сокращение инфляции по итогам недели с 28 января по 3 февраля текущего года до 0,16%. Если же ЦБ примет решение проиндексировать ставку, это негативно отразится на бизнесе, так как денежно-кредитная политика сейчас и так достаточно ужесточена, что уже привело к сокращению объемов лизинга и кредитования», — считает аналитик.
Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК АвтоСпецЦентр, считает возможность снижения ставки ЦБ маловероятной.
«Даже сохранение ставки на текущем уровне вызовет осторожный оптимизм. Повышение ключевой ставки даст негативный сигнал рынку, который итак находится в трудном положении», — конкретизировал эксперт.
Подешевеют ли машины
По мнению Баранова, вне зависимости от показателя ключевой ставки стоимость автомобилей в 2025 году будет увеличиваться. «Это обусловлено ростом стоимости товаров и услуг, которые используют участники данного рынка в своей деятельности, экономической ситуацией, изменением курсов валют, государственным регулированием», — пояснил он.
Специалист отметил, что в течение года возможно снижение цен на транспортные средства, но оно не будет носить массового характера. «Это будет происходить из-за высокой конкуренции на авторынке, необходимости автопроизводителей и дилеров продать отдельные модели. Такие акции будут ограничены по времени, и в них не будут включать те модели автомобилей, которые пользуются наибольшим спросом. Для потребителей такие акции дают возможность приобрести автомобиль по привлекательной цене, если его модель не важна», — резюмировал специалист.
Тюктеев считает, что в ближайшие 3–4 месяца цены на автомобили падать не будут, поскольку для этого нет драйверов. А по итогам 2025 года эксперт спрогнозировал падение авторынка примерно на 15% (до 1,3–1,4 млн шт.). Специалист отметил, что курс юаня продолжает оказывать на розничные цены существенное влияние.
«Если выстроить линию тренда с 2023 года, он только растет, с 9 до 13 руб. Снижение цен может происходить при условии стабилизации курса юаня хотя бы на квартал, на границе 11 руб. и ниже», — уточнил специалист.