Трансформация российского авторынка еще очень далека от завершения. Однако основные тренды наметить все же можно. Своим взглядом на ситуацию поделились эксперты на форуме автобизнеса ForAuto-2025, который был организован аналитическим агентством «Автостат». Autonews.ru собрал все самые важные факты об отечественном рынке.
Взрывной рост цен
В России новые легковые автомобили за 10 лет подорожали в три раза, сообщил генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Он отметил, что в 2013 году средневзвешенная цена нового автомобиля в России составляла 910 тыс. руб., а в 2024-м стоимость легковушек выросла до 3,12 млн руб.
Самыми доступными автомобилями сейчас являются Lada. Это единственные машины в нашей стране, которые до сих пор можно купить дешевле 1 млн руб. (и то не все модели).
Что касается машин с пробегом, то тут рост цен продолжается на протяжении пяти лет. За это время стоимость подержанных автомобилей увеличилась примерно в 2,5 раза. Однако в два последних года этот процесс начал замедляться. Например, в 2020 г. средняя стоимость б/у машин увеличилась на 10%, в 2021-м — на 22%, в 2022-м — на 33%, в 2023-м — на 17%. Что касается 2024 года, то тут рост цен составил 13%.
Рекорд продаж
Впрочем, взрывной рост цен не отвратил россиян от визитов в дилерские центры. По данным аналитиков, в минувшем году в стране было продано 1,57 млн новых легковых автомобилей. В «Автостате» отметили, что это лучший результат нашего рынка за последние пять лет. А показатели 2024 года на 48,4% больше, чем в предыдущем.
![Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/25/347395340177259.jpeg)
Что касается самых популярных марок, то тут традиционно первое место удерживает Lada. За 12 месяцев россияне купили 436,2 тыс. штук. Далее следуют машины китайской компании Haval. В минувшем году в России продали 190,6 тыс. автомобилей этой марки. Напомним, что некоторые модели Haval собирают непосредственно в нашей стране на заводе в Тульской области.
Первую тройку замыкает еще один бренд из КНР, Chery. За год эта компания смогла реализовать 157 тыс. новых машин. Далее следуют Geely и Changan. Россияне в прошлом году купили 149,1 тыс. и 106,1 тыс. моделей этих марок.
Затоваривание складов
Несмотря на позитивные результаты продаж в 2024 году, на складах остались тысячи нераспроданных автомобилей. По оценке экспертов, в начале нынешнего года у продавцов скопилось 160 тыс. машин предыдущего модельного года. Какие марки преобладают среди них, аналитики не уточнили. Однако заметили, что затоваривани оказалось значительно меньше, чем в 2023-м. Тогда, по данным аналитического агентства, запасы дилеров составляли 221 000 новых машин.
Однако есть и более пессимистические расчеты. Например, бывший президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев в беседе с корреспондентом Autonews.ru отметил, что по затовариванию доминируют на дилерских складах машины китайских брендов. Их у продавцов скопилось около 350–360 тыс. штук.
![Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/87/347395344350874.jpeg)
Что касается российских марок (к ним эксперт относит Lada и «Москвич»), то тут цифры более скромные. По расчетам Мосеева, таких нереализованных автомобилей у дилеров остается 50–60 тыс. шт.
Россияне пересаживаются на электрокары
В России стремительно растет интерес к электрическим автомобилям. За последние два года спрос на батарейные машины вырос в шесть раз. В 2024 году россияне купили 17,8 тыс. «зеленых» моделей. В свою очередь в 2023-м этот показатель составил 14,1 тыс. штук, а в 2022 году — всего 3 тыс.
Всего же в России сегоня стоят на учете 59,6 тыс. электрокаров. Самыми распространенными стали Nissan (6,7 тыс. шт.). Далее следуют Zeekr (11,2 тыс.) и Tesla (6,7 тыс.).
Среди самых распространенных моделей абсолютное лидерство принадлежит компактному Nissan Leaf. Сейчас в России насчитывается 16,6 тыс. таких машин. На втором месте Zeekr 001 (7,9 тыс. шт.). Эти две модели суммарно занимают более 40% российского парка электрических автомобилей.
Важный нюанс — в Россию сокращается импорт «электричек». В 2023 году в страну ввезли 18,5 тыс, а в 2024-м только 12,2 тыс. Такие показатели можно объяснить возросшей локализацией: в период с 2022 по конец 2024 года в нашей стране выпустили около 9,3 тыс. электромобилей. Большую часть из них приходится на модели «Москвич», «Амберавто» и Evolute.