После недавнего телефонного разговора президентов Владимира Путина и Дональда Трампа в мире заговорили о возможности скорого смягчения санкционного режима в отношении России. Как считают в экспертном сообществе, речь вполне может идти о возвращении в страну ряда иностранных автопроизводителей. В первую очередь называются корейские компании, а также большая немецкая «тройка».
Однако пока никаких официальных заявлений представители этих марок не делали. Соответствующий запрос Autonews.ru направил в глобальные пресс-службы BMW, Mercedes, Audi, Volkswagen и Skoda, но он остался без ответа. Молчание хранят и их корейские коллеги. В российских подразделениях ясности в ситуацию тоже внести не смогли. Тогда мы решили обратится к экспертам, аналитикам и продавцам, чтобы выяснить, насколько вообще реальна вся эта история.
Вернутся ли Kia и Hyundai в Россию
Как считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, самым простым для зарубежных брендов станет возвращение Hyundai и Kia. Он объяснил, что у этих компаний есть соответствующее желание, а у российского рынка — аналогичная необходимость в машинах корейских марок.
«Наши люди определенно о них еще не забыли», — заметил эксперт.
С его мнением согласен и экс-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», автоэксперт Олег Мосеев. Как только в политических вопросах обозначится потепление, корейцы станут первыми, кто вернется на наш рынок, говорит он.
«Действительно, корейцы очень хотят прийти обратно в Россию. Причем есть целый ряд подтверждающих это желание фактов. Во-первых, конечно, это продолжения поддержания отношений с нашими дилерами», — отметил эксперт.
Он также напомнил о финансовой стороне вопроса. Так, до заморозки деятельности в России продажи Hyundai и Kia на нашем рынке составляли около 9% от мировых.
«Потеря нашего рынка была для них большим ударом», — заключил Мосеев.
Кроме этого, он заметил, что Южная Корея не так сильно вовлечена в «санкционные истории». Как считает эксперт, это тоже положительным образом должно сказаться на возможном возвращении местных автокомпаний в Россию.
Руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша считает, что в случае изменения геополитики в ближайшее время теоретически камбэк ряда зарубежных автопроизводителей возможен. Однако, по ее мнению, процедура снятия ограничений растянется на длительный срок.
«Поэтому ожидать расширения ассортимента российского авторынка моделями Hyundai и Kia можно не раньше 2026 года», — заключила она.

Примерно такие же сроки в беседе с нами озвучил заместитель директора департамента продаж Major Auto Александр Николаев. Он заявил, что при условии снятия санкций для того, чтобы в России появились первые официальные автомобили Hyundai и Kia, должно пройти минимум шесть месяцев, а реальный срок — это один год.
«За это время производителям придется сделать все формальности, заново наладить то, что ранее было отлажено, и, главное, сделать новые сертификаты ОТТС на каждую планируемую к продаже модель. Поэтому мы думаем, такой вариант событий возможен, но самое раннее — это конец этого года, скорее всего, следующий год», — объяснил топ-менеджер.
В свою очередь, автоэксперт Иван Волин не ожидает, что в случае возвращения корейцев в Россию водители выстроятся в очередь у дилерских центров за этими машинами. По его мнению, автомобили Hyundai и Kia российский потребитель при желании может «добыть» и сейчас, например по параллельному импорту или на вторичке.
«Поэтому кто хотел автомобили именно этих марок, тот покупал, просто это было немного сложнее и дольше», — рассуждает эксперт.
Какие европейские автобренды могут вернуться в Россию
Мосеев считает, что в вопросе возвращения в Россию европейцы точно пропустят вперед не только корейцев, но и даже японцев. Последние, кстати, также продолжают поддерживать отношения с нашими дилерами. Эксперт подчеркнул, что в их число входит, к примеру, Toyota.
«Как и корейцы, японцы смогли сохранить лояльность дилеров и клиентов. Их у нас помнят и продолжают покупать даже по схеме параллельного импорта», — объяснил он.
Что касается немцев, то тут ситуация гораздо сложнее. Правда, по словам Мосеева, тут есть одно исключение — BMW. Эта европейская компания никогда не делала заявлений об уходе из России и подчеркивала, что речь идет исключительно о приостановке деятельности.
«В отличие от своих немецких коллег, BMW никогда не сжигала мосты в Россию. Да, они пока не продают машины, но присутствие свое сохраняют», — отмечает эксперт.