branding imagebranding image
РБК АВТО
Рынок Дмитрий Александров
Подписаться на Telegram-канал

Какие западные автомарки в ближайшее время могут вернуться в Россию

Эксперты рассказали, какие автомарки быстрее всего вернутся в Россию
Autonews.ru выяснил, какие автокомпании сохранили опцион по выкупу заводов в России и имеют все шансы вернуться на наш рынок
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Но фоне старта переговорного трека между Россией и США в интернете активно множатся слухи о возможном ослаблении санкционного режима в отношении нашей страны. Так, по мнению экспертов, при благоприятных политических решениях уже в скором времени не исключается возвращение на рынок целого ряда зарубежных брендов. Это касается и автомобильных компаний, которые массово покинули Россию в 2022 году.

В экспертном сообществе считают, что одним из ключевых факторов для возвращения «беглецов» будет наличие собственного производства у нас в стране. Дело в том, что многие зарубежные компании сохранили опцион по выкупу своих заводов на территории России. Однако и тут не без нюансов. Разбираемся, каким автопроизводителям будет проще всего вернуться, а кому придется начинать все с чистого листа.

Hyundai

Hyundai на протяжении долго времени являлся одним из лидеров российского авторынка. Корейцы построили завод под Санкт-Петербургом, где собирали седаны Solaris и Creta. В феврале 2022 года компания приостановила свою деятельность в России, а осенью стало известно о том, что корейцы решили продать предприятие. Однако о полном уходе с нашего рынка Hyundai никаких заявлений не делал.

Производство автомобилей на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге
Производство автомобилей на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге (Фото: Hyundai)

Новым владельцем завода стала российская компания AGR. Но у корейцев остался опцион обратного выкупа. Правда, действует он до конца 2025 года, поэтому Hyundai со своим возвращением следует поторопиться.

Сейчас на заводе в Санкт-Петербурге компания AGR ведет выпуск моделей под новой маркой Solaris. Под ней скрываются модели Hyundai Solaris и Creta. В самом AGR о том, как это стало возможным, не говорят. По неофициальным данным, сборка этих автомобилей ведется из оставшихся после ухода корейцев машинокомплектов.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press Рынок 14 февраля Ключевую ставку оставили на прежнем уровне. Что будет с авторынком
Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press Цены 14 февраля Машины за 10 лет подорожали в 3 раза. 5 удивительных фактов об авторынке

Эксперты сходятся во мнении, что сейчас корейцы имеют наибольшие шансы стать первыми, кто вернется в Россию. Президент аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что, скорее всего, компания достаточно оперативно сможет найти варианты возобновления производства в России.

«Они и держались тут дольше всех и под брендом Solaris продолжают держаться», — объяснил он.

Аналогичной позиции придерживается экс-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», автоэксперт Олег Мосеев. По его словам, Hyundai наверняка вернется в Россию, однако забрать 100% предприятия обратно они не смогут.

Kia

Kia Sportage
Kia Sportage (Фото: Kia)

Аналогичным образом обстоят дела с корейской Kia. На заводе Hyundai в Санкт-Петербурге ранее собирали сверхпопулярные в России седаны Kia Rio и приподнятые хэтчбеки Rio X. После того как завод перешел в собственность AGR, эти модели начали снова выпускать под маркой Solaris.

Также корейцы вели производство своих моделей на мощностях завода «Автотор» в Калининграде. Там, в частности, выпускали кроссоверы Kia Soul и Kia Seltos, седан Kia Cerato. После заморозки производства в 2022 году «Автотор» заявил, что готов возобновить сотрудничество с Kia по сборке автомобилей. Однако компания этой возможностью не воспользовалась. В итоге на заводе в Калининграде начали выпуск новых китайских моделей.

Эксперты считают, что в случае «потепления» международных отношений Kia также в кратчайшие сроки попытается вернуться в Россию. Например, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша считает, что это может произойти уже в 2026 году. Примерно на такие же сроки ориентируется и заместитель директора департамента продаж Major Auto Александр Николаев.

Toyota

Toyota RAV4
Toyota RAV4 (Фото: Autonews)

До февраля 2022 года автомобили Toyota регулярно входили в топ-5 самых продаваемых в России. Компания имела свой завод в Санкт-Петербурге, где выпускала седаны Toyota Camry и кроссоверы RAV4. Как и их другие японские коллеги, Toyota заявила о заморозке деятельности на нашем рынке в феврале 2022 года. Впрочем, выйти из простоя предприятие компании так и не смогло — cпустя полгода японцы сообщили о полном прекращении выпуска машин в России.

Весной 2023 года все российские активы Toyota, включая автозавод в Санкт-Петербурге, были проданы ФГУП «НАМИ». Важный нюанс — сделка была заключена без опциона на обратный выкуп.

О перспективах возвращения Toyota в Россию мнения экспертов разделились. Так, Олег Мосеев считает, что японцы могут стать вторыми после корейцев, кто совершит такой камбэк. Он отметил, что Toyota продолжает диалог с российскими дилерами и живо интересуется обстановкой на рынке. Кроме того, марка, по мнению эксперта, смогла сохранить лояльность клиентов в России, которые даже сейчас продолжают активно покупать машины японского бренда, которые привозят по схеме параллельного импорта.

В свою очередь, Анастасия Байбароша считает, что возвращение Toyota на российский рынок будет очень тяжелым. По ее мнению, главной проблемой станет отсутствие возможности обратного выкупа бывшего завода. Без локальной сборки компании будет очень тяжело конкурировать на рынке.

Mazda

Салон продаж автомобилей Mazda
Салон продаж автомобилей Mazda (Фото: Autonews)

До весны 2022 года компания Mazda вела производство целого ряда своих автомобилей на заводе во Владивостоке. Так, с конвейера предприятия сходили седаны Mazda6, а также кроссоверы CX-5 и CX-9. В апреле 2022 года деятельность завода была полностью остановлена, а сами японцы признали невозможность возобновить сборку машин в России.

В конце 2022 года Sollers выкупил долю Mazda на этом предприятии за символический €1. Однако японская компания сохранила опцион на обратный выкуп активов в течение трех лет (правда, эти сроки уже поджимают). При этом Mazda также полностью из России не ушла. Например, официальное представительство ООО «Мазда Мотор Рус», которое отвечает за гарантийное обслуживание, маркетинг и работу с дилерами, об изменениях в работе так и не объявляло.

Также машины японской марки активно завозят на рынок дилеры по схеме параллельного импорта. Менеджеры целого ряда крупных московских автосалонов подтвердили в беседе с Autonews.ru «высокий интерес» к этим автомобилям.

Mercedes-Benz

Mercedes-Benz S-class
Mercedes-Benz S-class (Фото: Autonews)

Компания Mercedes-Benz владела в России заводом в подмосковном Есипово. Предприятие, в строительство которого было вложено более 19 млрд руб., заработало в 2019 году. Уже весной 2022-го немцы приняли решение приостановить работу предприятия и «притормозить» поставки машин в Россию. В 2023 году Mercedes-Benz полностью избавился от российских активов, включая предприятие в Есипово. Новым владельцем завода стал дилерский холдинг «Автодом».

При этом сделка включает опцион по обратному выкупу. Однако экспертное сообщество уверено, что, даже несмотря на это, немецкий камбэк может был сопряжен с рядом трудностей. Так, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко напомнил, что Mercedes покинул российский рынок не совсем корректно, проще говоря, «громко хлопнув дверью». С ним согласна и Анастасия Байбароша. По ее словам, немцы после своего ухода из России не поставили даже некоторые предоплаченные заказы на запчасти в срок, а также наблюдались неполадки у российских дилеров с электронными средствами технической поддержки, необходимыми для проведения диагностики.

«Заново заслужить доверие россиян им будет непросто», — заключила она.

BMW

Салон продаж автомобилей BMW
Салон продаж автомобилей BMW (Фото: Autonews)

В гораздо более выигрышной ситуации находится BMW. Эта немецкая компания никогда не делала резких заявлений об уходе из России, а также продолжает взаимодействие с российскими дилерами (о поставках машин тут речи пока, конечно, не идет). Также полностью не прекратил свою деятельность российский офис ООО «БМВ Русланд Трейдинг».

Кроме этого, BMW может похвастаться очень высоким уровнем лояльности среди клиентов в России. Машины немецкой марки и сейчас активно завозят на рынок по схеме параллельного импорта.

Также на возможное возвращение в Россию BMW может оказать влияние не слишком выдающиеся продажи немцев по всему миру. Так, глобальная реализация машин марки в 2024 году упала на 3%. Камбэк в Россию наверняка сможет несколько улучшить сложившуюся ситуацию. Например, о подобном развитии событий в ноябре прошлого года заявил руководитель консалтинговой компании Schneider Group Ульф Шнайдер.

Однако и тут есть нюансы. Место BMW, которая собиралась «прописаться» на заводе «Автотор» в Калининграде, в 2023 году заняли китайские компании. На продажу машин из КНР переориентировались и некоторые дилеры баварской марки.

«Что касается реализации автомобилей, то здесь проблем с формированием и дальнейшим развитием инфраструктуры, скорее всего, не будет: продавцы с большой охотой вернут себе дилерство привычных для россиян брендов», — заявил Олег Чередниченко.

Renault

Renault Arkana
Renault Arkana (Фото: Autonews)

Весной 2022 года российские активы группы Renault, включая долю французского концерна в АвтоВАЗе и московский автозавод ЗАО «Рено Россия», перешли в госсобственность. Однако французы получили опцион на обратный выкуп своей доли в АвтоВАЗе, который может быть осуществлен в течение шести лет. Напомним, что на мощностях российской компании Renault выпускал модели Logan, Sandero и их Stepway-версии.

Что касается московского завода, то тут никакого опциона по выкупу у французов нет. Сейчас там налажено производство моделей марки «Москвич». По мнению Мосеева, возвращение французов на российский рынок будет тяжелым. По его словам, у всех еще свежи воспоминания, «как они поступили с АвтоВАЗом».

Nissan

Сборка автомобилей Nissan на заводе в Санкт-Петербурге
Сборка автомобилей Nissan на заводе в Санкт-Петербурге (Фото: Nissan)

Компания Nissan официально ушла из России в 2022 году, передав свои обязательства по сервисному обслуживанию оставшегося автопарка АвтоВАЗу. С тех пор даже никаких намеков на возможное возвращение в Россию эта марка не делала.

В феврале 2023 года 99% активов завода Nissan в Санкт-Петербурге были переданы АвтоВАЗу за символический €1. Однако, как и в случае с Renault, за компанией остается право обратного выкупа акций в течение шести лет. Впрочем, есть нюанс — это произойдет в случае одобрения со стороны правительства России.

В январе 2024 года на бывшем предприятии Nissan, которое теперь носит название «Автозавод Санкт-Петербург», начался выпуск машин нового автомобильного бренда XCITE. Перспективы возращения японцев на этом фоне выглядят очень туманно, учитывая глобальное кризисное положение, в котором сейчас оказалась компания.

Volkswagen

Завод компании Volkswagen в Калуге
Завод компании Volkswagen в Калуге (Фото: Volkswagen)

Руководство Volkswagen, напротив, решило «сжечь за собой мосты» в Россию. Так, в 2023 году все активы компании, включая завод в Калуге, были проданы компании AGR. Причем, в отличие от своих коллег, Volkswagen не оставил за собой права на обратный выкуп.

Все это делает немецкий камбэк в Россию чрезвычайно трудным. По словам генерального директора ГК «АвтоСпецЦентр» Андрея Терлюкевича, «в массовом сегменте все очень сложно — здесь конкуренция намного выше, и придется бороться за свою долю рынка заново».

В свою очередь, заместитель директора департамента продаж Major Auto Александр Николаев напомнил, что при текущем размере утилизационного сбора импортируемые модели имеют очень высокую разницу в цене с автомобилями, производимыми в России. Иными словами, без собственной машиностроительной площадки VW будет крайне сложно вступить в конкурентную борьбу.