Но фоне старта переговорного трека между Россией и США в интернете активно множатся слухи о возможном ослаблении санкционного режима в отношении нашей страны. Так, по мнению экспертов, при благоприятных политических решениях уже в скором времени не исключается возвращение на рынок целого ряда зарубежных брендов. Это касается и автомобильных компаний, которые массово покинули Россию в 2022 году.
В экспертном сообществе считают, что одним из ключевых факторов для возвращения «беглецов» будет наличие собственного производства у нас в стране. Дело в том, что многие зарубежные компании сохранили опцион по выкупу своих заводов на территории России. Однако и тут не без нюансов. Разбираемся, каким автопроизводителям будет проще всего вернуться, а кому придется начинать все с чистого листа.
Hyundai
Hyundai на протяжении долго времени являлся одним из лидеров российского авторынка. Корейцы построили завод под Санкт-Петербургом, где собирали седаны Solaris и Creta. В феврале 2022 года компания приостановила свою деятельность в России, а осенью стало известно о том, что корейцы решили продать предприятие. Однако о полном уходе с нашего рынка Hyundai никаких заявлений не делал.

Новым владельцем завода стала российская компания AGR. Но у корейцев остался опцион обратного выкупа. Правда, действует он до конца 2025 года, поэтому Hyundai со своим возвращением следует поторопиться.
Сейчас на заводе в Санкт-Петербурге компания AGR ведет выпуск моделей под новой маркой Solaris. Под ней скрываются модели Hyundai Solaris и Creta. В самом AGR о том, как это стало возможным, не говорят. По неофициальным данным, сборка этих автомобилей ведется из оставшихся после ухода корейцев машинокомплектов.
Эксперты сходятся во мнении, что сейчас корейцы имеют наибольшие шансы стать первыми, кто вернется в Россию. Президент аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что, скорее всего, компания достаточно оперативно сможет найти варианты возобновления производства в России.
«Они и держались тут дольше всех и под брендом Solaris продолжают держаться», — объяснил он.
Аналогичной позиции придерживается экс-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», автоэксперт Олег Мосеев. По его словам, Hyundai наверняка вернется в Россию, однако забрать 100% предприятия обратно они не смогут.
Kia

Аналогичным образом обстоят дела с корейской Kia. На заводе Hyundai в Санкт-Петербурге ранее собирали сверхпопулярные в России седаны Kia Rio и приподнятые хэтчбеки Rio X. После того как завод перешел в собственность AGR, эти модели начали снова выпускать под маркой Solaris.
Также корейцы вели производство своих моделей на мощностях завода «Автотор» в Калининграде. Там, в частности, выпускали кроссоверы Kia Soul и Kia Seltos, седан Kia Cerato. После заморозки производства в 2022 году «Автотор» заявил, что готов возобновить сотрудничество с Kia по сборке автомобилей. Однако компания этой возможностью не воспользовалась. В итоге на заводе в Калининграде начали выпуск новых китайских моделей.
Эксперты считают, что в случае «потепления» международных отношений Kia также в кратчайшие сроки попытается вернуться в Россию. Например, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша считает, что это может произойти уже в 2026 году. Примерно на такие же сроки ориентируется и заместитель директора департамента продаж Major Auto Александр Николаев.
Toyota

До февраля 2022 года автомобили Toyota регулярно входили в топ-5 самых продаваемых в России. Компания имела свой завод в Санкт-Петербурге, где выпускала седаны Toyota Camry и кроссоверы RAV4. Как и их другие японские коллеги, Toyota заявила о заморозке деятельности на нашем рынке в феврале 2022 года. Впрочем, выйти из простоя предприятие компании так и не смогло — cпустя полгода японцы сообщили о полном прекращении выпуска машин в России.
Весной 2023 года все российские активы Toyota, включая автозавод в Санкт-Петербурге, были проданы ФГУП «НАМИ». Важный нюанс — сделка была заключена без опциона на обратный выкуп.
О перспективах возвращения Toyota в Россию мнения экспертов разделились. Так, Олег Мосеев считает, что японцы могут стать вторыми после корейцев, кто совершит такой камбэк. Он отметил, что Toyota продолжает диалог с российскими дилерами и живо интересуется обстановкой на рынке. Кроме того, марка, по мнению эксперта, смогла сохранить лояльность клиентов в России, которые даже сейчас продолжают активно покупать машины японского бренда, которые привозят по схеме параллельного импорта.
В свою очередь, Анастасия Байбароша считает, что возвращение Toyota на российский рынок будет очень тяжелым. По ее мнению, главной проблемой станет отсутствие возможности обратного выкупа бывшего завода. Без локальной сборки компании будет очень тяжело конкурировать на рынке.
Mazda